Владимир Кара-Мурза: Россия на ПАСЕ-2016

https://openrussia.org/post/view/12345

08554e7dfd46.jpg

Несмотря на то, что официальная делегация российских «парламентариев» не приехала на зимнюю сессию ПАСЕ, русская речь во Дворце Европы в Страсбурге на этой неделе звучала много. Представители неофициальной, некремлевской России – в том числе Жанна Немцова, Михаил Касьянов, Вадим Прохоров и автор этих строк – вели диалог с европейскими законодателями по темам, которые важны для многих наших сограждан, но которые замалчиваются избранными волшебником Чуровым «депутатами», вне зависимости от их формальной партийной принадлежности.

В первую очередь это, конечно, расследование гибели Бориса Немцова. Его ведет та же власть, которая всячески стремится стереть о нем память – назвавшая его «среднестатистическим гражданином», отказавшая в установлении памятной таблички, регулярно позволяющая разрушать народный мемориал на Большом Москворецком мосту. Теперь она утверждает, что «преступление раскрыто» и просит нас поверить, что расстрел лидера российской оппозиции в 200 метрах от Кремля, на одной из самых охраняемых территорий в Москве (да, наверное, во всей Европе) был заказан и организован – водителем. Поверить и забыть.

Не верим. Не забудем. И не дадим забыть.

Слава Богу, существуют международные механизмы. Россия – полноправный член Совета Европы, участница Европейской конвенции по правам человека, под защитой которой находятся российские граждане. И, как хорошо известно, вопросы прав человека и правосудия являются не «внутренним делом», а предметом международных обязательств нашей страны.

Поскольку официальное российское следствие очевидно несвободно от политических ограничений, мы попросили ПАСЕ инициировать надзор над расследованием через назначение специального докладчика по делу об убийстве Бориса Немцова. Подписи депутатов под проектом соответствующей резолюции уже собраны и переданы в бюро Ассамблеи. Об этом же мы говорили на встречах с представителями Совета Европы, в том числе с новым председателем ПАСЕ Педро Аграмунтом, комиссаром по правам человека Нилом Муйжниексом, руководителями политических фракций Ассамблеи.

Еще одна важная тема, звучавшая на сессии – ситуация на востоке Украины. ПАСЕ планирует установить, кто осуществляет «фактический контроль» на территории так называемых ДНР и ЛНР и, соответственно, несет ответственность за нарушения прав человека (докладчик по этой теме уже назначен – это депутат из ФРГ Мария-Луиза Бек). В практике Совета Европы есть прецеденты Северного Кипра и Приднестровья, где «фактический контроль» признан соответственно за Турцией и Россией. На слушаниях в юридическом комитете ПАСЕ я представил факты, изложенные в докладе памяти Бориса Немцова «Путин. Война», а также в недавнем исследовании Института современной России (одна из структур «Открытой России»), не оставляющие сомнений в том, что так называемый «сепаратистский» конфликт на Донбассе проходит под непосредственным военным, политическим и экономическим контролем Кремля.

Конечно, представлять Россию на сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы должны не общественные деятели, журналисты и адвокаты, а свободно избранные депутаты российского парламента, каких у нас нет (в том числе и по признанию самой ПАСЕ) с декабря 2003 года. Уверен, мы это исправим – и в уже не столь отдаленной перспективе.

И это, в том числе, будет лучшей памятью Бориса Немцова.