ПЕРЕСТРОЙКА МВД: от милицейского произвола – к профессиональной полиции

Неэффективность органов правопорядка стала одной из ключевых проблем в современной России. Реформирование МВД назрело давно, однако до сих пор обществу не было предложено внятной концепции оптимальной конструкции правоохранительной системы. Авторы настоящей работы, представляющие оппозиционное демократическое движение «Солидарность» Илья Яшин и Владимир Милов предлагают свое видение решения данной проблемы.

Перестройка МВД: от милицейского произвола - к профессиональной полиции

Содержание

Современная милиция: деградация и разложение

Бессилие властей

Суть реформы

Перестройка правоохранительной системы шаг за шагом

Ожидаемые итоги реформы

Милиция с народом

Современная милиция: деградация и разложение

Проблема неэффективности правоохранительных органов стала ключевой для России в последние годы.

Запредельный уровень коррупции, произвол, немотивированная агрессия, пренебрежение к закону, некомпетентность – все это характерные черты современной правоохранительной системы нашей страны.

Граждане России боятся милиционеров зачастую больше, чем бандитов. Сотрудники МВД стали привилегированным классом, по сути, живущим по своим собственным законам. Удостоверение сотрудника милиции фактически позволяет не соблюдать законы, что порождает безнаказанность, коррупцию и произвол.

Нормой стали преступления, совершаемые сотрудниками милиции. Буквально каждый день СМИ сообщают о новых убийствах, грабежах, избиениях, фигурантами которых становятся люди в форме.

Вот лишь некоторые преступления, совершенные милиционерами в последние месяцы:

– В Москве были задержаны трое милиционеров, в состоянии алкогольного опьянения забившие до смерти уроженца Абхазии. Погибший отказался пропустить милиционеров без очереди в туалет ресторана «Макдональдс».

– На юге столице арестован серийный сексуальный маньяк, на счету которого 15 случаев сексуальных домогательств, в том числе 4 изнасилования. Насильником оказался сотрудник ГАИ Артур Косицин, причем в ходе следствия выяснилось, что ранее он проходил лечение в психоневрологическом диспансере, а также имел судимость. Последние факты не помешали его трудоустройству в милицию.

– Подполковник милиции Анатолий Маурин застрелил водителя снегоуборочной машины после дорожно-транспортного происшествия и скрылся с места преступления.

– В Томске сотрудники милиции доставили в медвытрезвитель 47-летнего журналиста, где он был зверски избит сержантом Алексеем Митяевым. От полученных травм потерпевший скончался спустя несколько суток.

– Настоящим шоком для общества стала кровавая расправа над мирными гражданами, устроенная главой Царицынского ОВД Москвы майором Денисом Евсюковым. Из краденого пистолета он расстрелял посетителей районного супермаркета.

С уверенностью можно констатировать, что отечественная система охраны правопорядка окончательно деградировала и не выполняет функции, возложенные на нее Конституцией и действующим законодательством. Более того, правоохранительные органы в нынешнем виде представляют серьезнейшую угрозу для граждан страны. Это подтверждают и опросы общественного мнения: социологи фиксируют, что более половины россиян сегодня не доверяют сотрудникам милиции.

Бессилие властей

Политическое руководство страны впервые за долгое время признало наличие серьезных проблем в правоохранительных органах. Разложение системы правопорядка сегодня настолько масштабно, что вынуждает публично реагировать даже президента.

Так, в феврале 2010 года в один день Дмитрий Медведев уволил со своих постов сразу семнадцать милицейских генералов и одного полковника, в том числе двух заместителей министра, глав УВД восьми регионов, а также восьмерых высокопоставленных сотрудников центрального аппарата МВД и региональных подразделений. В Кремле воздержались от резких заявлений в связи с кадровыми перестановками, но нет сомнений, что увольнения связаны с недовольством властей состоянием дел в милиции.

В этом же контексте следует рассматривать и другие инициативы президента, например, предложение отказаться от пресловутой палочной системы (то есть прекратить оценивать эффективность милиции исходя из процента раскрываемости преступлений) и проведение кадровой чистки в Федеральной службе исполнения наказаний.

Даже руководство МВД, традиционно склонное искать причины недовольства милицией в происках журналистов и правозащитников, в последнее время признает, что в структуре ведомства не все ладно. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил гражданам, в частности, «давать сдачи» сотрудникам милиции, если те превышают полномочия.

Сложно переоценить масштаб проблемы, если глава МВД призывает граждан к силовому противодействию своим же сотрудникам. Это несомненное свидетельство  бессилия властей и отсутствия понимания, как выходить из сложившейся патовой ситуации. 

В то же время, несмотря на отсутствие внятной концепции реформы МВД, Кремль демонстрирует абсолютную неготовность к широкой общественной дискуссии на тему этой реформы. Напротив, независимые критики правоохранительной системы рассматриваются властью в качестве врагов. Яркий пример – дело майора милиции Алексея Дымовского. Осенью прошлого года он выступил в интернете с видеообращением к премьер-министру, где рассказал о многочисленных проблемах милиции. Выступление Дымовского вызвало огромный общественный резонанс, однако обсуждать затронутые майором проблемы власть оказалась не готова. Более того, спустя несколько месяцев против Дымовского было возбуждено уголовное дело, и он оказался за решеткой.

Прокуратура нередко используется руководством страны в качестве инструмента политического давления. Похоже, что арестом Дымовского власть, с одной стороны, заткнула рот неудобному оппоненту, а с другой – дала явный сигнал гражданскому обществу, что намерена жестко расправляться с подобными критиками.

Шаги, предпринимаемые Д.Медведевым в рамках реформы МВД, носят фрагментарный, несистемный характер. Совершенно ясно, что у президента нет ни воли, ни желания покуситься на первопричину проблем – саму централизованную вертикаль органов правопорядка, подпитывающую корпоративизм и круговую поруку, коррупцию и очковтирательство вместо реальной борьбы с преступностью.

Есть ли вообще шанс, что действующая власть наведет порядок в правоохранительной системе?
Это исключено.

МВД в значительной степени является носителем всех родовых травм политического режима, созданного в России на протяжении последних десяти лет.

Политическая система России основана на непрозрачности, коррупции, бюрократической вседозволенности и – главное! – неподконтрольности гражданам. Ровно такие же импульсы развития она задает своим структурным подразделениям.

Вертикальная структура МВД также транслирует импульсы развития на самые нижние свои уровни. Суть этих импульсов проста: выслуживайся перед начальством, обеспечивай «красивую» отчетность, а в остальном делай что хочешь.

Президент, премьер-министр, правящая партия «Единая Россия» за последние годы сосредоточили в своих руках неограниченную власть. Именно они несут всю полноту ответственности за формирование той правоохранительной системы, которую мы сегодня имеем. Они – ее архитекторы и конструкторы. Наивно было бы полагать, что действующая власть может и хочет серьезно и содержательно реформировать МВД.

Суть реформы

Косметические реформы, равно как и показательные чистки кадров, не в состоянии решить проблемы, накопившиеся в милиции. Правоохранительные органы России должны быть кардинально реформированы, причем затягивать этот процесс совершенно недопустимо.

Ключевой задачей реформирования правоохранительной системы является восстановление доверия граждан к службам правопорядка. А это возможно только в результате понятных и работающих механизмов гражданского контроля сотрудников милиции со стороны общества.

По сути, речь идет о формировании правоохранительной системы с нуля, причем в основу ее должны быть положены следующие принципы:

1. Ликвидация вертикальной конструкции МВД и увеличение самостоятельности районных отделов милиции.

2. Прозрачность правоохранительной системы и ее подконтрольность обществу.

3. Кардинальное сокращение личного состава органов правопорядка и их радикальное кадровое обновление.

Перестройка правоохранительной системы шаг за шагом

В рамках реформы правоохранительной системы необходимо реализовать следующие меры:

1. Упразднение централизованной федеральной вертикали МВД.

Подотчетность органов охраны правопорядка централизованному начальству в Москве, а не жителям территорий, где эти органы работают, заведомо снижает качество работы милиции. В сегодняшней «вертикали» усилия милиционеров концентрируются не на обеспечении правопорядка, а на отчетности перед начальством, рисовании «снижения преступности» и «высокой раскрываемости». Отсюда – частые случаи замалчивания преступлений, отказ в регистрации заявлений граждан о правонарушениях, пытки для выбивания признательных показаний. Федеральному начальству также нет дела до оперативной обстановки в конкретных местностях – для него важнее вопросы лояльности и отчетности перед руководством страны.

2. Отказ от наименования сотрудников правоохранительных органов милиционерами (что в переводе означает «вооруженное ополчение) и принятие названия «полиция».

3. Увеличение полномочий районных отделов полиции.

Вместо централизованного Министерства внутренних дел основную роль в обеспечении охраны правопорядка должны играть районные отделы полиции, подотчетные органам местного самоуправления и непосредственно гражданам. Муниципальные сержанты и офицеры полиции должны стать ключевыми должностями в системе обеспечения правопорядка в стране.

4. Принятие федерального закона «О муниципальной полиции», детально регламентирующего единообразные для всей территории Российской Федерации принципы и порядок организации деятельности районных отделений полиции.

5. Изменение критериев эффективности работы полиции.

На протяжении последних лет главным критерием эффективности милиции оставалась раскрываемость преступлений, пресловутая «палочная система». В погоне за раскрываемостью сотрудники МВД часто сами подводили людей под правонарушения, чтобы отчитываться перед начальством. В реформированной системе правоохранительных органов главным критерием эффективности полиции предполагается оперативная обстановка на территории. Таким образом, правоохранительные органы будут обязаны работать в первую очередь на профилактику правонарушений, а не рисовать раскрываемость для галочки.

6. Главы районных отделов полиции должны напрямую избираться населением из числа офицеров полиции, претендующих на эту должность.

7. Ограничение общей численности органов полиции 500-700 тысячами человек.

Такие цифры соответствует нормативам развитых стран в 350-500 офицеров полиции на 100 000 человек населения (сегодня численность личного состава МВД составляет порядка 1 миллиона 200 тысяч человек). Основной источник сокращения персонала – централизованные структуры МВД, внутренние войска, отряды милиции особого назначения. Вместе с тем необходимо кадровое усиление районного звена полиции, увеличение его укомплектованности, существенное повышение зарплаты районным полицейским офицерам и сержантам.

8. Полное упразднение внутренних войск МВД.

Передача функций по охране важных объектов частично транспортной полиции, подчиненной Минюсту, частично – федеральной службе охраны, частично – соответствующим корпоративным структурам (РЖД, Росатому и др.) с использованием услуг частных охранных агентств.

9. Упразднение так называемых «отрядов милиции особого назначения» (ОМОН) – силовой политической полиции, не используемой для борьбы с преступностью.

10. Формирование профессионального корпуса офицеров и сержантов муниципальной полиции, развитие в стране сети профессиональных полицейских академий.

Все вновь поступающие на службу в органы полиции должны проходить обучение в полицейских академиях в течение полутора-двух лет.

11. Обеспечение финансирования системы районных отделений полиции за счет адекватного перераспределения налоговой нагрузки от федерального к региональным и от региональных к местным бюджетам, а также за счет специальной федеральной программы развития инфраструктуры районной полиции.

12. Принятие федеральной программы развития инфраструктуры районной полиции.

Программа должна предусматривать закупку современного оборудования, автопарка, автоматизацию, строительство новых современных помещений для работы полиции. Действующие здания районных отделов милиции необходимо постепенно демонтировать, поскольку по своей конструкции они не приспособлены для эффективной работы органов правопорядка современного типа.

13. Упразднение действующей федеральной вертикали ГИБДД-ГАИ. Формирование дорожной полиции на основе местных отделений полиции.

14. Сохранение на федеральном уровне исключительно:

  • единой федеральной службы расследований – ФСР, сформированной на базе следственных подразделений различных силовых структур и включающей в себя обособленное подразделение – Бюро по борьбе с организованной преступностью;
  • федеральной транспортной полиции (ответственной за поддержание безопасности на объектах транспорта – аэропортах, железных дорогах и т.п.), подчиненной Минюсту;
  • федерального бюро мониторинга преступности (БМП), подчиненного Минюсту.

15. Закрепление за Федеральным бюро мониторинга преступности, независимым от районной полиции и подчиненным Минюсту, следующих функций:

  • универсальный прием от граждан официальных заявлений о правонарушениях и их передача в органы полиции (это необходимо для того, чтобы исключить случаи отказа в приеме заявлений, при этом граждане будут вправе подавать заявления и непосредственно в органы полиции);
  • прием от граждан официальных заявлений о коррупции и других правонарушениях в районной полиции и передачу их на рассмотрение в Федеральную службу расследований, где необходимо создать специальное подразделение по расследованию правонарушений в полиции;
  • составление и публикация регулярных общедоступных отчетов об оперативной обстановке на конкретных территориях и результатах деятельности конкретных районных отделений полиции.

16. Кардинальная кадровая ротация в органах правопорядка.

Руководящие должности высшего и среднего звена полиции должны заниматься одним сотрудником не более 4-х лет. Сотрудники полиции, хотя бы единожды уличенные в нарушениях законодательства в ходе службы, должны немедленно увольняться без права дальнейшей работы в органах полиции.

17. Введение в практику обязательного видеонаблюдения во всех помещениях отделений полиции. Законодательный запрет на принятие судами в качестве доказательств тех показаний, которые не сопровождаются копиями видеозаписей самих допросов подозреваемых.

18. Запрет на назначение в судейский корпус выходцев из силовых структур, в том числе из органов охраны правопорядка, и лишение судейского статуса тех судей, которые имеют такое профессиональное происхождение.

Данная мера позволит повысить эффективность функционирования полиции, которая в этом случае будет лишена стимулов к жульничеству за счет круговой поруки с судьями, поддерживающими обвинительный уклон в судах.

19. Полное упразднение института особых мест заключения для правонарушителей из числа сотрудников органов правопорядка (так называемые «ментовские зоны»).

Правонарушители-полицейские должны содержаться в общих местах заключения наравне с другими заключенными. Это будет существенно сдерживать преступность в органах охраны правопорядка.

20. Запрет для полиции на произвольную проверку документов у граждан на улице.

Проверка документов превратилась сегодня в один из основных инструментов вымогательства денег у граждан за несущественные нарушения регистрационных правил. Вместо этого мероприятия по установлению личности должны проводиться только в стационарных условиях отделений полиции и только в отношении подозреваемых в правонарушениях, в отношении которых проведено задержание по конкретным основаниям.

21. Повсеместное создание комитетов общественного контроля за деятельностью полиции с широкими, законодательно закрепленными полномочиями по доступу к отчетности о деятельности полицейских отделений.

Основные принципы реформы органов правопорядка

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА

Ожидаемые итоги реформы

Созданная  в соответствии с предложениями демократической оппозиции система правоохранительных органов позволит:

  • Создать в органах охраны правопорядка необходимое разделение ответственности, ликвидировать корпоративизм и круговую поруку;
  • Ликвидировать стимулы для очковтирательства и, напротив, создать стимулы к эффективной работе органов охраны правопорядка по противодействию преступности;
  • Перераспределить влияние в системе органов охраны правопорядка от неэффективного генералитета к профессиональному сержантскому и офицерскому корпусу районного звена полиции;
  • Повысить прозрачность деятельности полиции;
  • Сократить государственные расходы на органы охраны правопорядка за счет сокращения неэффективных и ненужных подразделений;
  • Лишить органы правопорядка функций политической полиции и силовой опоры авторитарного режима, сосредоточив их деятельность на том, чем они должны заниматься – пресечении криминала.

Милиция с народом

Будущее устройство правоохранительной системы страны касается абсолютно всех жителей нашей страны. Большинству граждан так или иначе приходилось или приходится взаимодействовать с органами правопорядка. Никто не застрахован от того, чтобы прибегать к их помощи в будущем.

В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы предложения по реформе МВД обсуждались в рамках широкой общественной дискуссии. Именно к этому мы и призываем все заинтересованные стороны: мы готовы обсуждать наши предложения с представителями милиции, с профсоюзными организациями работников МВД, с экспертами, с общественными организациями, с политическими партиями и с представителями органов власти.

Такие значимые проекты как реформа милиции не могут дискутироваться исключительно во властных кабинетах. Неготовность политического руководства страны обсудить эту наболевшую проблему с гражданами свидетельствует в первую очередь об отсутствии в Кремле внятной концепции реформы МВД.

Но такое понимание есть у демократической оппозиции. И мы не боимся выносить свои предложения на суд общественности.

В то же время неверно рассматривать сформулированные выше предложения по реформе правоохранительной системы как меры, направленные против российской милиции.

Эти инициативы, безусловно, вступают в конфликт с интересами милицейских начальников, коррупционеров в МВД, привыкших к вседозволенности генералов. Однако они отвечают как запросам общества, так и интересам честных милиционеров, пришедших в правоохранительные органы не для того, чтобы грабить и издеваться над людьми, но для того, чтобы приносить пользу государству. Сегодняшняя система мешает честным милиционерам исполнять свой долг. В предлагаемой же конструкции они станут ключевыми фигурами и уважаемыми членами общества.

Основным итогом предлагаемой реформы должно стать примирение общества и правоохранительных органов, их консенсус и взаимное сотрудничество ради устойчивого демократического развития России.

К содержанию