Статья Александра Гольца в “Ежедневном Журнале”.
Источник: http://ej.ru/?a=note&id=28442
«Византийский галеон» российской государственности (еще недавно его именовали галерой) всю отчетную неделю героически преодолевал волны и валы, щедро разбрасывая амфоры. Наполненные сами знаете чем. Историку, который в далеком будущем спустится, подобно нынешнему начальнику страны, на морские глубины, дабы посозерцать для вдохновения останки этой самой государственности, будет о чем поразмышлять. Например, о переменчивой судьбе галерных рабов в путинские времена. Почему одного из самых галерных, Владимира Якунина, решили вдруг переместить с верхней палубы в трюм Совета Федерации. Можно задуматься о судьбе свежезавоеванного Крыма, для засылки в который, как поведал на днях Владимир Путин, в «некоторых столицах» готовят банды террористов и экстремистов, нацеленных на разжигание национальных противоречий. Ведь как прозорлив оказался наш басилевс. Только заикнулся о террористах, а прокуроры тут же потребовали 23 года тюрьмы для украинского режиссера Олега Сенцова, обвиненного в намерении поджечь дверь помещения «Единой России» в Симферополе. И это, конечно, глубоко верно, что судьи не обратили ровно никакого внимания на то, что и обвиняемый, и свидетели обвинения заявляли, что показания у них получали под пытками. Конечно, под пытками, а как еще прикажите поступать со всеми этими террористами-экстремистами!
И все же главной тенденцией уходящей недели мне кажется не нарастание волны репрессий инакомыслящих со стороны государства. Сейчас все более очевидным становится желание некоторых граждан поддержать власть в ее диких инициативах. Погром выставки в Манеже «православными» фундаменталистами стал вполне логичным продолжением официального церковного мракобесия. И отношение к Энтео со стороны властей однозначно продемонстрировало, на чьей они стороне. Погромщиков немедленно отпустили из полиции, а правоохранительные органы погрузились в глубокое раздумье, возбуждать или нет уголовное дело по поводу погрома. И сам Энтео, чувствуя такую поддержку, вдруг заявил, что даже штраф за содеянное для него неприемлем. Ведь, оказывается, он защищал чувства верующих.
Самым же символичным было заявление атамана православного союза казаков «ИРБИС», который охраняет рубежи империи в суровых условиях Санкт-Петербурга. Проявляя чудеса отваги, казаки из Северной столицы возложили на себя непростую миссию. А именно: ходить с рейдами по магазинам и выявлять санкционные продукты, сумевшие проскочить мимо засад Россельхознадзора и его передвижных крематориев. Атаман Андрей Поляков чрезвычайно четко, точно как Энтео, подвел политическую базу. «Мы будем проверять сети, которые не принадлежат нашим отечественным юрлицам, и рынки. Маленькие магазины такого урона экономике не наносят», — заявил атаман. И подчеркнул, что в нынешних непростых условиях нельзя допустить успешной работы «иностранных» торговых сетей… на фоне срыва контрактов по «Мистралям».
Так то тут, то там появляются современные аналоги «черной сотни» — добровольцы, желающие сделать за власть любую грязную работу. На этой неделе в «Известиях» вышла любопытная статья. Ее автор, прокремлевский политолог Андрей Чадаев, рассматривает движение путинского режима к все большему авторитаризму как естественное развитие феодализма — от раздробленности и баронской вольницы олигархов и региональных лидеров к абсолютизму. В таком, с позволения сказать, дискурсе выступления оппозиции — не более чем попытка олигархического реванша. Идея не новая. Интересно другое — автор с упоением описывает «новых людей», которые пришли на смену разложившейся аристократии. Это, по его словам, мужички с картофелеподобными физиономиями в плохо пошитых костюмах. Но они, утверждает Чадаев, близки простому народу. Они знают, как наладить работу умирающего предприятия, провести воду и газ в отдаленную деревеньку.
Увы, жизнь, как видим, эту теорию, мягко говоря, не подтверждает. Да в российской жизни – пруд пруди этих мужичков с мордой картошкой. Но кто и когда слышал, чтобы они сделали что-то путное? Вот запретить, разгромить, зачистить – это наше. Те же герои-казаки ну совсем не рвутся на армейскую службу, а предпочитают патрулировать санкт-петербургские магазины (их московские собратья, помнится, заключали договоры с военкоматами на отлов уклонистов). Ну и найдите здесь хоть одно отличие от элементарного бандитского крышевания. Очень показательно, что православный атаман Поляков ввел в своем союзе внутреннюю валюту для взаиморасчетов – гроши, алтыны, башли. На самой крупной портрет Путина В. В. На тех, что помельче – сам атаман. Ну чем тебе не Мавроди…
В том-то и особенность путинских «новых людей», что ничего-то они делать не умеют. Они могут существовать только в условиях погромов и запретов. Когда население принудительным образом обречено на местный сычужный сыр и чтение «Известий». Почему-то вспомнилось из «Трудно быть богом»: «А в Арканаре все переменилось! Возник какой-то новый, систематически действующий фактор. И выглядит это так, будто дон Рэба сознательно натравливает на ученых всю серость в королевстве. Все, что хоть ненамного поднимается над средним серым уровнем, оказывается под угрозой… Если ты умен, образован, сомневаешься, говоришь непривычное – просто не пьешь вина наконец! – ты под угрозой. Любой лавочник вправе затравить тебя хоть насмерть».