На уходящей неделе история с арестом мало кому известного бизнесмена Александра Григорьева по понятным причинам большого резонанса не получила. И не только потому, что имя это не на слуху – трагическая весть из Египта и последовавшие подробности, их анализ и экспертные оценки заслонили собой все. Однако разъяснения российских правоохранительных органов по поводу этого задержания заставляют более чем внимательно отнестись к событию, которое рядовым назвать никак нельзя.
Итак, 30 ноября в московском ресторане «Сфера» Александр Григорьев, вывший боксер, а ныне совладелец нескольких банков ужинал со своей девушкой. Ворвавшийся в зал спецназ положил на пол всех – Григорьева, его охранника, его девушку, несколько официантов… Силовики оказались из Ростова. Чуть позже они объяснили Григорьеву, что ему вменяется хищение ста пяти миллионов рублей, которые он, якобы, вывел из обанкротившегося банка «Донинвест». (То есть примерно полутора миллионов долларов. В доллары я эту сумму перевел неслучайно. Далее мы будем оперировать только американской валютой.) Вроде бы вполне рядовая история, особенно учитывая тот факт, что уголовное дело было заведено еще весной, а некоторые его фигуранты уже томятся в неволе, дают показания и ждут суда. Но потом последовало, как мне представляется, вполне сенсационное разъяснение уже от столичных правоохранителей – Григорьев подозревается в отмывании — внимание! — 46 миллиардов долларов. Причем, деньги эти немалые он увел за рубеж всего за четыре года. А далее в прессу полились спланированные утечки.
Ну, просто для сравнения… Капитализация Газпрома в этом году составила чуть больше пятидесяти миллиардов долларов. Но это со всеми вышками, газопроводами, миллерами, кучами непрофильных активов… А тут-то речь идет о чистом кэше. Оперативники на подробности не скупились. И вот мы уже знаем, что организованная преступная группа из пятисот человек для своих незаконных операций использовала так называемую «молдавскую схему». Схема предусматривала возвращение фиктивных кредитов с задействованием молдавских судов, банков и правоохранительных органов. Если представить себе, что за год через Молдову прокачивалось около 10 миллиардов долларов, а оседало, предположим, процентов 10, то важно понимать, что полученная сумма вполне сопоставима с бюджетом этой суверенной европейской державы. И уж точно существенно превосходит всю его доходную часть. Но нам-то, разумеется, интересней про Россию. Потому что масштабы этих финансовых операций поражают воображение.
А милые детали продолжали всплывать. Выяснилось, что правоохранительные органы провели сложнейшую спецоперацию – они фактически выманили Григорьева из-за границы, где он проживал последнее время. Обратите внимание – не возбудили уголовное дело, не обратились в Интерпол, не потребовали экстрадиции ловкого мошенника, а именно выманили на родину. А зачем такие сложности? Может, затем, чтобы Александр Григорьев ни на день, ни на час не оказался в распоряжении западных спецслужб?
Знакомый финансовый аналитик прокомментировал ситуацию следующим образом: «Григорьев – технический человек, мелкая сошка. Он работал из копеечного процента. Впрочем, надо понимать, что речь все равно идет о сотнях миллионах долларов. Масштаб данной аферы позволяет предположить, что в схеме были задействованы высшие руководители не только финансового регулятора РФ, но и, разумеется, правоохранительных органов. Сейчас Григорьева этапируют обратно в Москву и начнут колоть. Тут, конечно, самое любопытное, что силовикам важно было предать огласке масштабы их претензий. Судя по всему, они пытаются создать ситуацию, при которой эту историю уже невозможно будет замолчать и спустить на тормозах. Впрочем, я все равно совершенно не уверен, что у них это получится. Тут же коренной вопрос простой: чьи деньги? В этом уголовном деле непременно должны появиться громкие имена. Очень громкие, первого ряда. И резонанса на Западе избежать не удастся. Деньги же туда сливались, начнутся расследования».
Ну что же, я думаю, мы все с интересом будем следить за развитием истории про то, как мастер спорта по боксу за четыре года вывел из России Газпром. Потому что даже в нашей стране такое случается не каждый день.