Надо отметить, что в сложившейся ситуации и следующая строка из довоенной песни на стихи Лебедева-Кумача выглядит вполне уместной, достаточно точно описывающей тот громкий коррупционный скандал, который обрушился на нас на уходящей неделе. «Ты возьми-ка отнеси-ка милому привет». Впрочем, давайте по порядку и про Чайку с птенцами, и про «милого», и, разумеется, про «привет».
В первый же день зимы, которая в России обещает быть как минимум нескучной, Алексей Навальный вывалил на нас здоровенную кучу дерьма. Дерьмо это было упаковано со всей тщательностью и, я бы даже сказал, изысканностью в разные кулечки — хотите, читайте печатный текст. Лень всматриваться в буковки — смотрите кино. Отдадим должное команде Алексея Анатольевича: она известна не только умением откапывать всевозможные мерзости про сильных мира сего, но и преподносить их нам в максимально доступной форме, да еще на таком удобном блюдечке, что и хлебать не требуется — содержимое само затекает в глотку.
И в этот раз все было сделано, что называется, по высшему разряду. Описывать в очередной раз нюансы и детали представленных Фондом борьбы с коррупцией материалов (ФБК), касающихся противоправной деятельности высшего руководства нашего главного надзорного ведомства, думаю, нет нужды. Навальный уже все нам рассказал и про генпрокурора, и про его детей, друзей, партнеров, заместителей, их нынешних и бывших жен, цапков. Любой, тем или иным способом ознакомившийся с этим блестящим расследованием, вне зависимости от его взглядов, отношения к аннексии Крыма, образования и семейного положения, безальтернативно приходит к единственно возможному выводу — в Генпрокуратуре РФ засела банда. И это никакая не метафора и не фигура речи. Там, как следует из материалов, обнародованных ФБК, окопалась нормальная преступная группировка, у которой есть босс, мыслительный центр, исполнители и вся остальная атрибутика, присущая профессиональным сообществам подобного типа. Впрочем, вышеописанное бандформирование обладает огромным конкурентным преимуществом перед другими преступными группировками — ею руководит генеральный прокурор страны, в которой она базируется и осуществляет свою разнообразную преступную деятельность. Данное расследование нельзя назвать разоблачительным. Оно — убийственное. И это, конечно, никакой не скандал. Это — приговор. Осталось разобраться — приговор кому?
Известный журналист и общественный деятель Сергей Пархоменко на своей странице в фейсбуке задается важным вопросом: чего это, дескать, кремлевские сетевые тролли до сих пор не воспользовались представившимся случаем в очередной раз дискредитировать Навального и не нашпиговали Рунет намеками на то, что всю информацию про нашего боевого генпрокурора и его окружение «слил» оппозиционеру глава Следственного комитета Бастрыкин?
Мне кажется, ответ на этот вопрос очевиден: не нашпиговали, потому что не получили команды. А команда не последовала, поскольку нет никакой реакции сверху. В промежуточных звеньях боятся сделать неверный шаг. Это же такая история, в которой оступись и все — полетел в пропасть. Отсюда невнятное блеяние, доносящееся из Госдумы: типа, это не наш вопрос, мы коррупцией не занимаемся, обращайтесь в Администрацию президента. Какой-то одинокий коммунистический депутат предложил было вызвать и заслушать Чайку, но был немедленно затоптан коллегами. И в первую очередь, полагаю, своим непосредственным руководителем Геннадием Зюгановым. А путинский пресс-секретарь Песков «еще не успел ознакомиться». По очень уважительной причине — готовит очередное послание президента Федеральному собранию. Другими словами, «что-то замерло все до рассвета»… Ну, или до заката.
Уже более или менее очевидно: пока сам Владимир Путин не отреагирует на эту историю, вся его челядь будет хранить гробовое молчание. А теперь давайте признаемся себе в страшном — мы от Путина в данном случае чего ждем? Что он инициирует масштабное гласное расследование, накажет виновных? Абсолютно исключено. И не по техническим причинам: Бастрыкину только дай команду, и через час все здание Генпрокуратуры будет оцеплено спецназом. Но проблема-то в том, что и на самого главу СК только что выкатили гору компромата — читайте The New Times. Кто же будет вязать Бастрыкина? Менты, ФСБ? А у них все по-другому устроено? Они не занимаются рейдерскими захватами, не «крышуют» бандитов, не убивают людей? Они честно служат родине под портретами Дзержинского и Ягоды?
Думаю, президент прекрасно знает ответы на все эти банальные вопросы. То есть лидер России, в какую дверь подведомственных ему силовиков сегодня ни постучит, за каждой — банда. Бедный Путин! Как, наверное, страшно ему сейчас жить в государстве, которое он сам построил. Или все же не очень страшно?
Наверное, Юрия Чайку в обозримом будущем отправят в отставку. Не завтра, разумеется. Чтобы это не выглядело реакцией на разоблачения Навального. И конечно, не за бандитизм. А за то, что подставился, позволил ситуации выйти из-под контроля, стать достоянием гласности.
А что же общество? Ну, то есть, следующий и, возможно, основной субъект этой прекрасной истории. Реакция общества в данном случае важна, потому что Юрий Чайка генпрокурорит не в безвоздушном пространстве, не на другой планете, а среди нас с вами. Мы же от них от всех зависим. Они же нас убивают, грабят, сажают в тюрьмы… А мы тоже молчим. Прямо как Путин…
Можно только догадываться, чтобы случилось бы, если бы вчера фильм Навального про банду генпрокурора показали федеральные телеканалы. Но, тем не менее, очень много людей в курсе убийственного скандала — деталями этой истории заполнен Рунет, о нем рассказали по «Эху Москвы». И ни один из них сегодня не подошел к Генпрокуратуре или к Кремлю с простым вопросом: почему за дверями важнейшего государственного института орудует банда злодеев? Как такое стало возможным?
Давайте на секунду представим, что скандал подобного масштаба случился в какой-нибудь другой стране, а власть в течение нескольких дней хранила бы гробовое молчание. Представили?
Так приговором кому и чему стало расследование Алексея Навального?