Александр Рыклин: Война фур. России будут противостоять на каждом километре

http://ej.ru/?a=note&id=29333

Большегрузный автомобиль приобретает для нашей страны, по истине, почти сакральное значение. Уже сложившийся образ многотонной фуры как символа нарождающегося в России экономического протеста — страсти по «Платону» кипят до сих пор, а акции протеста дальнобойщиков вспыхивают то тут, то там — на наших глазах переформатируется. И вот уже в сознании людей многотонный грузовик и человек в кабине за рулем — важная составляющая нашей необъявленной войны со всем миром, очередная точка конфронтации.

После того как 1 февраля Польша ввела бессрочный (до подписания соглашения) запрет на проезд большегрузных автомобилей с российскими номерами по территории страны, все они вполне предсказуемо двинулись в Россию через Украину — другого маршрута на родину практически не существует. Украинские активисты (тоже, разумеется, предсказуемо) посчитали, что глупо не воспользоваться столь удобным случаем, чтобы создать недружественной стране очередные проблемы. С 11 февраля в Закарпатье началась бессрочная акция по недопуску российских грузовиков на украинскую территорию. Инициатива была быстро подхвачена смежниками, и буквально через день к ней уже присоединились жители других приграничных областей. Таким образом к началу этой недели российский большегрузный транспорт не мог преодолеть границу с Украиной  в Волынской, Ровенской, Львовской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Житомирской, Винницкой, Сумской и Черновицкой областях.

Российская сторона отреагировала на ситуацию достаточно живо — премьер Дмитрий Медведев, сверкая глазами, констатировал: «То, что какие-то молодчики там останавливают фуры, пользуясь огнестрельным оружием, означает, что власти на Украине нет или, иными словами, у власти находятся вот эти экстремистские группировки. Они либо подчинили себе государство, либо государство на них никак не реагирует. Это безобразие, это нарушение всех международных правил перевозки, на это нужно адекватным образом отвечать». Ответ не заставил себя ждать. В минувшее воскресенье Минтранс России выступил с коротким заявлением: «На территории России в качестве ответной меры приостановлено движение грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных на Украине». Но этого показалось мало, из уст не на шутку разбушевавшегося премьера прозвучало более радикальное предложение: запретить передвижение по России любых транспортных средств на колесах, включая… Нет, про велосипеды Дмитрий Анатольевич, кажется, пока не говорил.

Тогда украинская сторона тоже предприняла меры по ограничению транзита на официальном уровне. 15 февраля пресс-служба правительства Украины объявила об ответных шагах: «Российская Федерация в нарушение правил и процедур Всемирной торговой организации и двустороннего межправительственного соглашения об автомобильных перевозках в одностороннем порядке приостановила движение украинских грузовых автотранспортных средств по территории России. В связи с этим транзит большегрузов, зарегистрированных на территории Российской Федерации, решено приостановить до момента получения объяснений от российской стороны».

На данный момент итог автомобильного противостояния следующий: по заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, около ста российских фур заблокировано непосредственно на границе, а еще пятьсот фактически зависли в Европе, не найдя пути домой. Что же касается украинских большегрузов в России, то, по информации отечественного Минтранса, в данный момент примерно двумстам украинским грузовикам «ограничен транзит по территории РФ». Ущерб от сложившейся ситуации только предстоит подсчитать.

Скорее всего проблему с пересечением грузовиками границы в обе стороны в конце концов удастся утрясти. Однако надо понимать, что теперь подобного рода конфликты будут возникать постоянно, по самым разным и порой весьма неожиданным поводам. Россия оказалась в кольце, мягко говоря, недружественных стран, которые будут использовать любой повод, чтобы осложнить ей жизнь. Но винить-то нам в этом некого, кроме как самих себя — если проводишь ту внешнюю политику, что сегодня Россия в отношении Украины, вряд ли стоит рассчитывать на иное к себе отношение, как самой Украины, так и ее партнеров.