В минувшую среду стало известно, что московская полиция возбудила уголовное дело против медийного холдинга Михаила Прохорова, обвиняя менеджеров компании в «мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере». Согласно версии правоохранителей, нарушение закона было допущено в 2014 году при продаже части акций «дочки» РБК, компании «Байт-Телеком». Дело возбуждено после заявления одного из бывших миноритарных акционеров холдинга, который посчитал себя обделенным при изменении структуры собственности компании. Причем заявление в прокуратуру г-н Панов подал еще в феврале месяце. Эксперты полагают, что в конечном итоге обвинение может быть предъявлено целому ряду топ-менеджеров РБК, включая гендиректора Николая Молибога, а также вице-президента группы «Онэксим» Дерка Сауэра.
На первый взгляд может показаться, что очередной факт давления на Михаила Прохорова к кампании «окорачивания» медийного магната в связи с громкими разоблачительными материалами, появляющимися на принадлежащем ему ресурсе, никакого отношения не имеет. Конфликт датируется началом года, заявление в правоохранительные органы поступило от частного лица. Однако раньше почему-то этому иску хода не давали, а теперь вдруг возбудили уголовное дело. Создается впечатление, что о нем вспомнили совсем не случайно.
Нет никаких сомнений в том, что после демонстративного наезда на его структуры (напомним, что обыски в «Онэксиме» прошли сразу после подробного освещения РБК скандала с «Панамским досье» и появлении на страницах газеты холдинга ряда статей о бизнесе вероятной дочери Владимира Путина) Михаил Прохоров предпринял серьезные попытки уладить конфликт с Кремлем. Понятно, например, что в рамках именно «кампании покаяния» Россию спешно покинула шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская. Однако теперь выясняется, что меры оказались не слишком эффективными — давление на структуры Прохорова только усиливается.
Сегодня можно только гадать, удастся ли владельцу РБК отстоять свой медийный бизнес в России или придется с ним распрощаться. Очевидно, что слухи о заинтересованности в приобретении РБК кремлевским олигархом Юрием Ковальчуком родились не на пустом месте. Вопрос лишь в том, откуда силовикам на Прохорова поступил заказ. Если с самого верха (тогда это и не заказ, а приказ), то возможности отбрыкаться у него нет никакой. А если политической ситуацией воспользовались бизнес-конкуренты и давление объясняется попытками снизить стоимость активов (мы эти фокусы давно знаем: продай за предложенную сумму, иначе просто отберут), тогда, возможно, какие-то шансы сохранить РБК и решить проблему административным путем еще сохраняются. Впрочем, похоже, что в данном случае шансы эти минимальные.