Источник: http://ej.ru/?a=note&id=30337
Авианосная группа Северного флота России, в состав которой входят тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а так же суда обеспечения, покинула порты базирования 15 октября и двинулась на юг. Изначально цель мероприятия формулировалось весьма расплывчато: «Поход авианосной группы направлен на обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана». Впрочем, все понимали, что в данный момент для русского флота «оперативно важным районом мирового океана» является восточное Средиземноморье. Другими словами – побережье Сирии. Надо сказать, что с самого начала поход как-то не задался.
Сначала весь Интернет облетела фотография единственного отечественного авианосца «Адмирал Кузнецова», который, следуя через Ла-Манш, так нещадно дымил, что английские экологи подняли тревогу, а блогосфера буквально взорвалась шутками про сырые дрова, закупленные где-то по пути следования. Впрочем, специалистам было не до шуток. Вот мнение вице-адмирала Петра Святашова: «Возможна слабая отработка котельной команды, которая только прирабатывается после выхода корабля, который долгое время стоял на заводе. Это имеет отпечаток. Не должно быть постоянного дымления. Да, сильный дым возможен, когда корабль изменяет скорость, делая маневр, то есть он может временно подымить, но не постоянно… Возможно, однако, что перед походом не было отрегулировано должным образом оборудование… В результате, подаваемый в камеру сгорания мазут не успевает полностью воспламениться, и несгоревшую смесь вентиляторы выбрасывают наружу, отчего возникает такой сильный дым. Еще один фактор – оборудование уже устаревшее. Но постоянно дымить он не должен. У меня сердце сжимается, не должно быть так. Я служил на более возрастном корабле, и такого не было. Это некрасиво». Ну, с последним утверждением можно поспорить – столб дыма, сопровождающий нашу флотилию, по-моему, выглядит весьма импозантно. Особенно на фотографиях. Многие уже сравнили дым из силовой установки российского корабля с извержением знаменитого исландского вулкана в 2010-м году. Впрочем, приключения русских моряков только начинались.
Когда выяснилось, что российская сторона вроде бы договорилась с испанцами о дозаправке кораблей в Сеуте (испанский анклав на севере Африки), Генсек НАТО выступил с гневной отповедью. «Каждая страна и союзник (по НАТО) имеют право на принятие решения, — заявил г-н Столтенберг в одном из интервью. — Это решение должно приниматься союзниками в индивидуальном порядке — осуществлять ли заправку российских кораблей. Но в этот раз я направляю очень ясный сигнал о том, что мы обеспокоены возможным использованием этой авианосной группы для усиления ударов по Алеппо». Уже в среду днем испанское правительство дало задний ход и «приступило к изучению вопроса». Тогда же стало понятно, что испанцы пересмотрят принятое решение и наши корабли в свои порты не пустят. В итоге отечественные военачальники не стали дожидаться унизительного отказа и сами заявили, что в Сеуту не пойдут. Дескать, решили «изменить маршрут».
Остается только гадать, какой маршрут изберет теперь русский флот на пути к берегам Сирии. Наверное, все же вряд ли не через Гибралтар, а вокруг Африки – далековато. Правда, в таком случае дозаправку российских кораблей можно было бы произвести в порту Свазиленда, с которым Россия совсем недавно подписала договор о военном сотрудничестве. Уж там нам, наверное, не откажут. В Свазиленде про НАТО никто ничего не слышал. Но на этом маршруте русских моряков подстерегает другая опасность – плыть придется через воды, контролируемые сомалийскими пиратами. Большинству кораблей, конечно, удастся проскочить, но как быть с авианосцем «Адмирал Кузнецов»? Его же по причинам, описанным выше, пираты сразу заметят…