А ведь как все замечательно начиналось. Проклятые «пиндосы», приняв «Закон Магнитского», тут же испугались праведного гнева российского чиновничества, который лишал святого — возможности хранить бабки за океаном. И вот уже будущий госсекретарь Джон Керри на слушаниях в Сенате заявляет: «После недавнего решения России, касающегося запрета на усыновление, у нас появилась необходимость улучшать наши отношения». По всему получалось, испугались проклятые, будут теперь наши плевки смиренно вытирать и кланяться. Самое время продемонстрировать и миру, и самим себе, как мы Вашингтон пинаем.
И началось. Министр иностранных дел Сергей Лавров, который еще недавно возражал против закона подлецов, бодро объяснил на пресс-конференции, почему этот закон обязательно следовало принять. Американцы-то, оказывается, тут же сходу стали нарушать конвенцию об усыновлении, которая вступила в силу в ноябре 2012-го. Одним словом, всего лишь одного месяца хватило, чтобы убедиться: конвенция работать не будет, ее действие следует прекращать. И главное, «мы будем последовательно и твердо отводить попытки вмешиваться в наши внутренние дела и читать нам лекции, тем более что сами «лекторы» не безупречны во многих смыслах».
К радостному процессу поношения «пиндосов» подключился и президентский пресс-секретарь. В интервью американскому журналу National interest г-н Песков весьма определенно объяснил: взаимоотношения российской власти с оппозицией — сугубо внутреннее дело. То есть Кремлю вовсе не нужен наблюдающий за тем, как российские власти расправляются со своими оппонентами: «Определенно, у нас есть люди, считающиеся оппозицией. Некоторые из них весьма популярны, некоторые совершенно непопулярны. Но очевидно, диалог между ними и российским правительством не является предметом межгосударственных обсуждений».
Развлечение должно было продолжиться. Подведомственные СМИ сообщили: Путин В. В. изволят гневаться на США. Посему он, оказывается, и не подписывает изготовленную МИДом Концепцию внешней политики. «Ряд пунктов придется несколько ужесточить, поскольку, например, борьбу с вмешательством в наши внутренние дела надо выводить на новый уровень», — заявили источники в Кремле журналистам «Коммерсанта». Казалось бы, испуганный путинским безумием Вашингтон готов принять условия игры и исполнять роль мальчика для битья, способствуя тем самым самоутверждению Путина: вот я какой крутой, от меня даже американцы вынуждены поношения терпеть.
И вот в этот-то сладостный момент произошел настоящий облом. США сообщили о выходе из рабочей группы по вопросам гражданского общества российско-американской двусторонней президентской комиссии, созданной в 2009 году в рамках провозглашенной «перезагрузки». Об этом заявил заместитель госсекретаря Томас Мелия, сопредседатель этой рабочей группы. Надо сказать, американский дипломат не прибегал к обтекаемым формулировкам, а назвал вещи своими именами. Причина произошедшего — «недавние шаги правительства России по ограничению гражданского общества… Эта рабочая группа больше не является адекватным или эффективным форумом, который способствовал бы расширению и укреплению гражданского общества». Таким образом, американцы отказались участвовать в лицемерном спектакле, в который едва ли не с самого начала превратилась работа группы.
Российская сторона, вовсе не заинтересованная в обсуждении реальных проблем с правами человека, действовала по старому советскому принципу «а у вас негров линчуют». Сопредседателем рабочей группы от России был уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенству права Константин Долгов, неутомимый составитель докладов о нарушениях прав человека в США и странах Евросоюза.
И вот вместо того, чтобы отвечать на вздорные обвинения, американцы предпочли прекратить фарс. Чем застали кремлевских начальников врасплох. Все тот же Песков, ранее твердо заявлявший, что отношения российской власти с оппозицией не могут быть предметом переговоров с США, вдруг залепетал нечто противоположное: «Если какой-либо формат двусторонней деятельности отменяется без адекватной замены, это вызывает сожаление». Как будто только что российские власти не отменили целый «формат», связанный с усыновлением российских сирот.
Если выход из рабочей группы по правам человека не случайность, произошедшая при смене команды в Госдепе, то это явный признак серьезных изменений в подходах Вашингтона. Этот подход не противоречит тому, что говорил Джон Керри на слушаниях в Сенате. Да, Россия остается ключевой страной при решении проблем, очень важных для Обамы. Это прежде всего ядерное разоружение, безопасный вывод войск США из Афганистана, решение «иранской» и «сирийской» проблем. И, конечно же, по этим и многим другим вопросам США будут вести переговоры с нашей страной. Но при этом не будут лицемерить и не будут в угоду Кремлю делать вид, что нынешняя Россия — демократия. Не будут помогать путинской пропаганде изображать, что Россия в принципе ничем от Штатов не отличается. У всех, мол, особенности своего государственного устройства и особенности своей специфической демократии — но ценности-то одни. Это ставило Вашингтон в чрезвычайно ложную позицию. Ну, как можно объяснить ситуацию, когда одно демократическое государство настаивает на том, что отношения с другим демократическим государством основываются на гарантиях взаимного уничтожения?
Теперь же, уйдя из рабочей группы по правам человека, США говорят: Россия — совсем не такая же страна, что наши союзники, с которыми мы разделяем общие ценности. Мы не желаем следовать старой политике «вовлечения», когда предполагалось, что, решая вместе с Москвой важные для обеих сторон проблемы, мы одновременно в результате общения прививаем ей демократические ценности. Увы, на многих примерах американцы имели возможность убедиться: с путинским режимом такая стратегия не работает. Стало быть, с Россией будут вести себя как с любым другим авторитарным государством. Есть общий интерес — сотрудничаем. Москва запрашивает слишком высокую цену — ищем других партнеров. Такое сотрудничество вовсе не мешает громко и ясно выразить неодобрение, когда режим попирает права своих граждан.
Стоит ли опасаться в этом случае, что Кремль в очередной раз «обидится», сконцентрируется на том, чтобы создать для американцев максимальное количество трудностей? Не исключено. Но очевидно, что ресурсов для того, чтобы сделать настоящую гадость (и история с «антимагнитским законом» это продемонстрировала), у Путина не слишком много. Отказаться от любых переговоров по ядерному разоружению? Но это значит — отказаться от переговоров по той единственной тематике, где еще сохраняется относительное равенство между Россией и США, отказаться от демонстрации всему миру этого своего уникального положения.
Затруднить положение американцев в Афганистане? Но это значит — поощрять талибов, вдохновлять их на экспансию в Среднюю Азию. Отказ от сотрудничества с американцами в обеспечении безопасности региона приведет к тому, что мы останемся один на один с исламским экстремизмом. Да, у Вашингтона не слишком много инструментов воздействия на Москву. Но у путинского режима инструментов воздействия на Вашингтон практически нет.
Если выход представителей США из группы по гражданским правам — начало нового курса, то рано или поздно встанет вопрос об участии России в «восьмерке» — сообществе демократических государств. В прошлом году Путин проигнорировал саммит «восьмерки». Теперь я не стал бы исключать ситуацию, что не за горами тот день, когда лидеры ведущих демократических стран решат, что говорить с российскими лидерами пока что не о чем…