Владимир Милов об антикризисным мерах правительства

Глобалист: Оживление экономики – не приоритет

Публичная полемика на страницах «Ведомостей» между замглавы МЭР Андреем Клепачем и пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым по поводу эффективности антикризисных мер правительства («Потеряли полгода», 3.07.2009) – иллюстрация не только глубокого внутривластного разброда по поводу способов борьбы с экономическим кризисом (спорят друг с другом не абы кто, а де-факто главный макроэкономист правительства и главный интерпретатор позиции премьера), но и того факта, что действующая политическая система не дает адекватного механизма оценки действенности антикризисных мер и их корректировки.

В ходе кризиса власти наделали ошибок, однако до сих пор отказываются не только признавать их (что полбеды), но и делать выводы (что гораздо важнее и может дорого обойтись всем нам). Свободной прессы и конкурентной политики в стране нет, агрессивно-послушная политическая элита и хор конформистов-аналитиков повторяют мантру о том, что «власти все делали правильно». Призвать власти задуматься о своих ошибках некому. Даже Клепач недоволен всего лишь запаздыванием антикризисных мер, но не их содержанием.

Между тем, если отвлечься от мантр и посмотреть на ситуацию с точки зрения элементарного здравого смысла, вопросов больше чем достаточно. Главными своими достижениями на ниве борьбы с кризисом власти (и вторящие им аналитики) считают спасение банковской системы и предотвращение крупных корпоративных дефолтов. Но в чем практическая польза этих успехов для оживления экономики? Чудесно спасенная банковская система не кредитует реальный сектор. Спасенные корпорации увольняют работников, сокращают зарплаты, не увеличивают выпуск, не выплачивают долги. Поддержка отдельных предприятий не приводит к оживлению, потому что сжимается спрос – а его никто не поддерживает. В чем реальная польза всех этих мер?

Очевидно, что оживление экономики не является приоритетом властей – иначе упор делали бы на поддержку внутреннего спроса, реанимацию кредитного рынка. Приоритетом является сохранение статус-кво, пусть даже ценой углубления спада. Для этого предназначены и выделяемые бюджетные деньги, которых ждут как чуда. Напрасно: чуда не будет, средства в основном будут потрачены неэффективно, стимулируя коррупцию, инфляцию, омертвление капитала. Ау, 1980-е…

Экономике не помогают даже чуть подросшие цены на нефть. Благодаря действующей системе налогообложения нефтяного экспорта рост цен никак не может непосредственно сказаться на экономике, он лишь слегка продлевает жизнь резервному фонду, которому уже вынесен приговор: на прошлой неделе чиновники спрогнозировали дефицит бюджета 2010 г. в 6% ВВП, т. е. в течение следующего года резервный фонд мы явно проедим.

Что дальше? Заимствования? Печатный станок? Или все-таки побыстрее поменяем политическую систему, чтобы скорректировать тупиковый курс?

Владимир Милов, “Ведомости”