Военная гроза над Северным Кавказом (“The Wall Street Journal”, США)
Один из главных мифов, созданных путинской пропагандистской машиной, заключается в том, что за те десять лет, что он управлял Россией, бывший президент и нынешний премьер сумел «умиротворить» Северный Кавказ. Это полностью противоречит истине. События, которые мы сегодня наблюдаем, означают ничто иное, как начало третьего – после двух чеченских 1994 и 1999 гг. – вооруженного конфликта на Кавказе за 15 лет.
Я имею в виду покушение на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова 22 июня, недавние убийства чеченских правозащитников Натальи Эстемировой и Заремы Садулаевой, а также теракт в Назрани на прошлой неделе, в результате которого десятки людей погибли, а сотни получили увечья. К этому следует добавить практически ежедневные нападения на милиционеров в Дагестане (по данным МВД республики только в этом году произошло 128 покушений на жизнь сотрудников правоохранительных органов) и постоянные похищения людей в Чечне (российская правозащитная организация «Мемориал» с января по июнь зафиксировала 74 случая похищения чеченцев и 16 убийств). Впрочем, перечисленное – лишь далеко не полные данные о кровопролитии, происходящем на Северном Кавказе в последние месяцы.
Провал попыток «замирения» региона обусловлен несколькими причинами. Владимир Путин совершил роковую ошибку, заключив циничные сделки с влиятельными северокавказскими кланами, чтобы обеспечить формальный контроль Москвы над регионом: по сути речь идет об обмене федеральных трансфертов и индульгенции на беззаконие на личную лояльность местных лидеров, зачастую коррумпированных и причастных к криминалу, и их поддержку в ходе так называемых «выборов». Результатом этих сделок стал тот факт, что законы Российской Федерации на Северном Кавказе больше не действуют, и правящие режимы в республиках этого региона приобретают все более репрессивный характер.
Согласно недавнему докладу Human Rights Watch, чеченские власти практикуют бессудные убийства и сжигают дома родственников людей, подозреваемых в причастности к мятежу. Сотрудники «Мемориала» и другие правозащитники, работающие в Чечне, отмечают, что местные власти ведут постоянную слежку за их деятельностью. Эстемирова, работавшая в «Мемориале», и занимавшаяся расследованием «исчезновений» людей в Чечне, сама стала жертвой похищения и убийства.
Лидер Чечни, посаженный на этот пост Москвой – личный друг Путина и бывший боевик Рамзан Кадыров – после прихода к власти в 2007 г. создал вокруг себя настоящий «культ личности». От 70 до 90% бюджета северокавказских республик по-прежнему составляют трансферты федерального Центра, но Москве не удается распространить на регион действие российских законов.
Другая важная причина неудачи кремлевской политики на Кавказе связана со сворачиванием демократических процедур. «Выборы» в Чечне, Ингушетии и Дагестане, где Путин и его партия получают 100% голосов при стопроцентной явке избирателей, заставляют вспомнить о советских временах. В результате граждане этих республик лишены каких-либо реальных возможностей повлиять на действия властей. Упорное стремление Кремля сохранить пост президента Ингушетии за бывшим генералом КГБ Муратом Зязиковым несомненно очень во многом способствовало недавней вспышке насилия в этом регионе.
Наконец, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии после прошлогодней войны с Грузией (это решение было встречено с восторгом северокавказскими сепаратистами) вполне может ударить рикошетом по интересам самой Москвы. Этим актом Путин и его преемник в Кремле Дмитрий Медведев дали понять, что угрозы и шантаж – верный способ к достижению сепаратистами своих целей. Если – или когда – федеральное правительство, зажатое в тисках экономического кризиса, прекратит щедрое финансирование коррумпированных северокавказских элит, у Чечни, Ингушетии и других республик этого региона может возникнуть соблазн пойти по пути Абхазии и Южной Осетии.
Главный урок, который необходимо извлечь из трагического опыта последних лет, заключается в том, что цинизмом, жестокостью и пропагандой решить вполне реальные проблемы Северного Кавказа в сфере экономики, политики и безопасности нельзя. Преодолеть их можно лишь за счет честной политики, основанной на принципах законности, демократии и соблюдении прав граждан.
Борис Немцов в 1997-98 гг. занимал пост вице-премьера в правительстве России, а ныне является одним из лидеров оппозиционного движения «Солидарность»
перевод: “Голос России”
оригинал статьи: The Wall Street Journal