Итак, Россия вновь ввязалась в старую проигрышную партию – попытку повлиять на исход президентских выборов на Украине через предоставление «нужному» кандидату льготных условий поставок газа. В 2004 году это был премьер Виктор Янукович, с которым за 3 месяца до выборов подписали 5-летнее соглашение о цене поставок газа много ниже европейских цен ($50 за 1000 кубометров). Позже, когда украинцы выбрали президентом соперника Януковича Виктора Ющенко, это соглашение пришлось взламывать ценой двух январских перекрытий газового вентиля (в 2006-м и 2009 годах) и нескольких лет конфликтов и взаимного шантажа, державших в напряжении всю Европу.
Достигнутые в прошлый четверг в Ялте новые газовые договоренности между российским и украинским премьерами Путиным и Тимошенко – вторая серия той же самой истории.
«Газпром» пойдет на беспрецедентные послабления Украине по условиям подписанных в январе 2009 года контрактов «бери или плати» – Украину, скорее всего, освободят от штрафных санкций за недобор газа в 2009 году, а в 2010 году резко снизят объем оплачиваемого газа против ранее оговоренного в январском контракте.
Суть контрактов «бери или плати» в том, что потребители обязаны оплачивать заранее оговоренное количество газа, даже если на самом деле потребляют меньше. Считается, что это гарантирует производителю газа стабильный денежный поток в будущем и облегчает привлечение инвестиций. Такие принципы используются в долгосрочных контрактах «Газпрома» с европейскими потребителями, они же впервые были заложены в этом году в январских газовых отношениях с Украиной.
Однако экономический кризис внес свои коррективы в оговоренные условия контракта «бери или плати» на 2009-2010 годы – если по его условиям в этом году Украина должна была оплатить поставки 40 млрд кубометров российского газа, а в следующем – 52 млрд кубометров, то в реальности резко упавшая потребность составляет примерно 33 млрд и 25-27 млрд кубометров на 2009-й и 2010 годы соответственно. За недобор газа против ранее оговоренных объемов Украину ждали крупномасштабные штрафы – в этом году президент Ющенко оценивал возможную сумму штрафов в $8,7 млрд.
Теперь же санкции вроде бы отменены, и оплата газа украинцами будет осуществляться «по фактической погоде» – сколько потребят, столько и оплатят. Налицо масштабное отступление от условий поставок «бери или плати», переходом на которые в отношениях с Украиной так хвастался в январе этого года «Газпром».
Предоставив Украине столь серьезные послабления по условиям поставок газа накануне президентских выборов, Россия открыто расписалась в том, что в реальности для нее юридические нормы и контрактные формулы – ничто по сравнению с текущей политической целесообразностью.
Это в пух и прах разбивает официальную теорию последних лет о том, что основная цель России в газовых отношениях с Украиной якобы состоит в переходе на «прозрачные рыночные принципы» и «формулы, принятые в отношениях с европейскими странами». Никакой европейской стране «Газпром» не давал, не дает и никогда не даст возможности снизить объемы газа, оплачиваемые по условиям контрактов «бери или плати», наполовину (как позволили Украине в 2010 году) или даже на одну пятую часть (как в 2009 -м) без применения штрафных санкций.
Тем более это выглядит странно в отношении контрактов, заключенных всего лишь менее года назад на «долгосрочный» период – целых 10 лет. Уж как хвастался в январе «Газпром» тем, что «зато теперь» контрактные принципы отношений по поставкам газа Украине стали наконец похожи на те, что приняты в договорах с европейскими потребителями газа. Однако
теперь мы вновь, как и в 2004 году, готовы предоставлять Украине льготы и скидки против рыночных условий поставки газа – лишь бы повлиять на ход президентских выборов в этой стране и заручиться лояльностью кого-то из участников президентской гонки.
«Газпром» может больше никогда не открывать рот по поводу того, что единственная цель его политики на Украине – прозрачный рынок и европейские стандарты контрактов. Мы видим, какие это «стандарты».
Нет и речи о том, что предоставлять Украине скидки в условиях поставки российского газа – неправильно. Определенные послабления предоставлять было необходимо изначально. В отличие от Европы, где в структуре потребления газа доминируют более гибкие население и мелкие и средние потребители, на Украине специфическая структура спроса на газ – на две трети это крупная промышленность и энергетика. Если Европа изначально соглашалась получать газ от «Газпрома» по рыночным ценам, то Украина не виновата в том, что доставшиеся ей в наследство от СССР энергоемкие основные фонды металлургии, химии и нефтегазохимии, электро- и теплоэнергетики потребляют слишком много газового топлива на единицу продукции. Их нужно перестраивать, на это требуются время и крупные инвестиции – похожая ситуация, кстати, имеет место и на российском рынке газа. Эти обстоятельства объективно требуют переходного периода на пути к европейским стандартам условий поставок – так, скажем, происходит на внутрироссийском рынке газа, где и переход на европейские цены, и внедрение контрактов «бери или плати» сильно растянуты во времени. Но
Россию вместо последовательной линии в газовых отношениях с Украиной бросает то в жар, то в холод – в зависимости от политической конъюнктуры мы то предоставляем украинцам сверхщедрые скидки, то внезапно ужесточаем условия.
И все это явно коррелируется с политикой: начиная с момента прихода к власти Виктора Ющенко, Россия отрицала необходимость адаптационного периода в переходе на европейские условия поставок газа с Украиной, неизменно требуя совершить этот переход «здесь и сейчас». Ценой такого твердолобого подхода были конфликты, потеря Россией репутации надежного поставщика энергоресурсов в Европу, ввязывание в мегадорогие обходные газотранспортные проекты. Теперь вот новые скидки.
Последует ли благодарность за новые газовые скидки с украинской стороны? Это, естественно, большой вопрос. Сущность украинской политики в том, что по итогам президентских выборов там невозможна абсолютная победа ни одной из сил – даже если выиграет Тимошенко, которую российские власти по каким-то причинам решили поддержать в этот раз, в стране всегда будет в наличии сильная оппозиция, которая будет рассматривать любые газовые соглашения с Россией под лупой и критиковать нового президента за отход от национальных интересов в ходе закулисных газовых сделок. Например, закон о запрете продажи или сдачи в концессию украинской газотранспортной системы без согласия Верховной рады был принят украинскими парламентариями несколько лет назад практически единогласно. Т. е. даже если Тимошенко и взяла на себя некие неформальные обязательства по отношению к Путину в обмен на скидки по газу, в их исполнении она будет сильно связана по рукам и не будет иметь необходимого маневра. К тому же назначение будущего украинского премьера наверняка будет носить коалиционный, компромиссный характер, поскольку ни один из кандидатов в президенты не сможет провести своего премьера без поддержки чужих фракций в Раде. Это значит, что сегодняшняя конструкция соревнования между президентом и премьером по поводу того, кто получит от России больше скидок и в то же время сдаст меньше пресловутых «национальных интересов», неизбежно продолжится, а вовсе не исчезнет вместе с уходом с президентского поста Ющенко.
Это значит, что в газовых отношениях с Украиной невозможно будет опираться на устойчивую конструкцию, в которой Россия будет иметь дело только с одним переговорщиком и иметь возможность спать спокойно, заручившись обязательствами этого конкретного политика.
А это, в свою очередь, означает, что единственная приемлемая для России долгосрочная стратегия газовых отношений с Украиной – построение их не на базе неформальных закулисных договоренностей с конкретными политиками, а на прочной и прозрачной юридической основе, приучение украинских партнеров к использованию норм права как фундамента для двусторонних отношений.
Таким образом, вновь вступив на зыбкую почву торговли принципами в газовых отношениях с Юлией Тимошенко, Путин вовсе не гарантировал себе лояльность будущего руководства Украины, зато вмиг ослабил позиции тех своих подпевал в России и на Западе, которые в последние годы активно убеждали нас, что единственная цель газовой политики России по отношению к Украине – якобы священная борьба за рыночную справедливость.
Теперь многие из них наверняка отойдут от псевдорыночной риторики и примутся ничтоже сумняшеся утверждать, что да, плата за геополитическую лояльность посредством скидок на газ – это в порядке вещей. Что и требовалось доказать.