Начались публичные слушания по актуализации Генплана Москвы

23 июля официально начались публичные слушания по Актуализации Генплана Москвы и проектам Правил землепользования и застройки, требуемые законодательством. В некоторых районах сегодня вечером состоятся встречи с префектами. Эта тема несколько раз, начиная с прошлого года, обсуждались Комитетом по городским проблемам Объединенного демократического движения «Солидарность», «Жилищной солидарностью», «Советом инициативных групп», Советом общественных экспертов по жилищному самоуправлению фракции «Яблоко» в Мосгордуме, комиссией Общественной палаты РФ, собранием координаторов недавно созданного движения «Моссовет». 

Памятка, алгоритмы, примерные акты по знакомству с материалами будут дорабатываться. Ниже публикуем статью специалиста по архитектуре и активиста МГО «Солидарности» А.А. Клименко.

Зададим чиновникам неудобные вопросы и потребуем ответов!

Не исключено, что материалы выставок-экспозиций, на которые Вас приглашают, покажутся Вам слишком сложными и не очень доступными. Отнеситесь к этому с пониманием – перед Вами – профессиональные документы из области урбанистики (градостроительства). Они не адаптированы к уровню подготовки жителей. А адаптированных, к сожалению, нет. На каждой экспозиции в течение восьми часов будет обязательно дежурить консультант. Не стесняйтесь задавать ему вопросы. Просите с помощью компьютера увеличить на экране монитора изображение того места, где Вы живете или того, которое Вас интересует – сделать это легко. На экране Вы увидите территорию и множество цифр на каждом фрагменте мозаики, из которой она состоит. Из аннотации (условных изображений) Вы узнаете, что означают цифровые индексы. Не поленитесь, прочитайте их. Они определяют застроенность участков, плотность, разрешенную высоту застройки, режимы использования земли и ограничения – градостроительные регламенты, определяющие порядок использования каждого фрагмента нашего огромного города. Казалось бы, Вам всё это ни к чему. Вас интересует судьба конкретного дома, двора или какого-то строения по соседству. Не рассчитывайте, что консультант удовлетворит Ваше любопытство. Конкретные дома – предмет следующих этапов публичных слушаний, когда будут разработаны проекты межевания, планировки и проч.. Сегодняшний этап – практически первая попытка с непосредственным участием горожан навести некоторый порядок в судьбе столицы – совместно наметить режим использования её территории. Вы скажете – поздно. Конечно, спохватились явно не вовремя, когда «рак на горе свистнул». За период «тучных» лет город измордовали изрядно и почти катастрофически. Но погублено ещё не всё. А к наведению порядка когда-то приступать следует. И то, что власти пригласили к рассмотрению документов жителей, как того требует федеральный градостроительный кодекс, уже хорошо. Узнают хотя бы, что на самом деле волнует горожан. Поэтому написать в журнал (и сфотографировать запись!), высказаться на обсуждении 12 августа и написать ещё раз после того – обязательно нужно.

У каждого москвича, помимо озабоченности судьбой собственного дома и двора, есть проблемы, которые волнуют его в градостроительной сфере. Потому, что именно она в значительной мере определяет качество нашей жизни. Возьмем, например, проблему парковок. Сегодня автомобили оккупировали едва ли не все пространство общественного пользования – дворы, тротуары, значительную часть трасс, проездов. Дело, конечно, не в количестве автомобилей и не в эгоизме жителей, их покупающих, как твердят высокие чиновники. В развитых странах автомобилей на тысячу жителей вдвое и втрое больше. Дело – в непрофессиональной, недальновидной, скверной, провальной, может быть коррумпированной политике этих самых чиновников, приведших транспортную ситуацию в Москве к состоянию кризиса, коллапса. Вопрос об изменении этой ситуации уместен и на этом этапе общения граждан и властей. Что предполагают градостроительные документы для выхода из кризиса на этой территории? Как это послужит улучшению ситуации?

Волнует москвичей и судьба детских садов и других учреждений социальной направленности, захваченных в результате сговора чиновников (за спиной жителей, разумеется), под иные, не нужные жителям цели. Будут ли исправляться эти градостроительные преступления, грубо нарушившие баланс (т.е. соотношение числа жителей и необходимой социальной инфраструктуры) тех или иных территорий проживания людей и резко ухудшившие качество их жизни?

Об этом – о жизненно важных проблемах существования в каждом конкретном микрорайоне говорить и писать следует обязательно. Власть должна знать, что реально волнует горожан – она ведь существует на наши с Вами деньги. И смысл функционирования всех её звеньев – от низших, муниципальных до самых высших только в одном. Это обслуживание общества, решение наших с Вами проблем. Важно понять, что чиновники любого ранга – никакие не небожители. Это мы с Вами доверили им право временно (обратите на это особое внимание!) временно распоряжаться нашим бюджетом, улучшая жизнь общества. Только для этого мы содержим нашими налогами сотни тысяч депутатов, чиновников разного ранга, милиционеров, силовиков и прочих. Все они должны решать наши проблемы, работать на улучшение качества нашей (а не своей) жизни. Смысл Генерального плана и Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в том же – об этом стоит помнить. Мы – граждане, горожане – главные, а все они, какие бы погоны ни носили и в каких бы кабинетах ни сидели – всего лишь обслуживающий общество персонал – подобие таксистов или официантов. Поэтому мы вправе громко и внятно задавать волнующие нас вопросы, а они обязаны не только выслушивать, фиксировать, анализировать, но и отвечать по существу. То есть работать над их решением. Это касается всех аспектов жизни столицы – огромного и очень сложного мегаполиса. Решение его проблем требует от чиновников и депутатов специальной подготовки в области урбанистики, градоуправления. У кого из них за спиной есть хоть азы, хоть курсы этой сложной науки? Может быть, все то, что мучает горожан – следствие некомпетентности чиновников и депутатов всех уровней, их неумения или нежелания привлечь настоящих профессионалов вместо смотрящих им в рот и холуйствующих рабов с дипломами? Может быть, пора менять чиновников и депутатов?

Назовем некоторые проблемы, волнующие москвичей. Начнем с экологии. Например, с качества московского воздуха. Даже в квартирах. Поставьте фильтр и убедитесь, как скоро его сердцевина станет черной. Что уже говорить о снеге, дожде… Обратим внимание на песок в песочницах, почву детских площадок, когда рядом с ними – плоскостные автостоянки для десятков машин. У Вас есть данные о загрязнении наших газонов всем тем, что изрыгают автомобили? А почему нет? Страшно? Или кто-то не хочет, чтобы Вы знали правду? Как узнаете – скандалить начнете. Меры принимать придется. А что мы знаем о территориях бесчисленных закрытых НИИ, военных частей с их автобазами, качестве среды бесконечных промзон, и многого другого, закрытого от горожан. Может быть, пора поинтересоваться? Имеем мы право на честную, полную (по 29-и параметрам, как это делается в нормальных странах) регулярную информацию о загрязненности (в том числе – радиоактивной и бактериологической) среды нашего проживания и городских мест отдыха?

В том числе – таких знаменитых цветочными фестивалями Кузьминках, посреди которого – нетронутый, незаглушенный могильник скота, зараженного сапом, сибирской язвой и кое чем ещё. В течение десятилетий ставили над животными ужасные эксперименты и хоронили тут же. Может быть, правильнее сначала санировать, вывезти, очистить, а потом уже приглашать москвичей на праздники цветов? Стоит ли говорить про радиационное пятно в районе воинской части там же, в Кузьминках. И в Измайловском парке, да мало ли где ещё…

Есть ли в материалах Генплана информация о территориях, где жить нельзя, работать нельзя, строить нельзя? Или нет таких мест в нашем городе? Возьмем, например, окрестности ЗИЛа и саму его территорию, занимающую множество гектаров. На берегу Москвы-реки – нефтяные терминалы, всюду удушливый запах наших ГСМ, проливавшихся здесь на землю целое столетие. Да ещё закрытые заводы кругом. И Нагатинский, и Кожуховский затоны, протоки, где в виде донных отложений – тысячи тонн нефтепродуктов, кадмий, свинец, ртуть – т.е. много чего из таблицы Менделеева. Именно здесь без настоящей санации волей Лужкова строятся миллионы квадратных метров офисов для малого и среднего бизнеса. Часть корпусов уже выстроилась вдоль метромоста, соединяющего Автозаводскую с Коломенской. М.б., жителям и работникам этого бизнес – инкубатора, т.е. обитателям набережных и микрорайонов вокруг этой зоны поинтересоваться данными медицинской статистики за последнее столетие – какова динамика смертности, патологий и заболеваний разного рода в этой части столицы? В материалах Генплана таких данных нет. Научный руководитель раздела экологии заявила, что им – разработчикам, эти данные не нужны. А жителям, как мне кажется, они просто необходимы. Как и жителям соседней с Коломенским управы Москворечье – Сабурово, где тянется между Москвой-рекой и Каширским шоссе знаменитая промзона – средоточие ядерных НИИ и предприятий, местоположение атомного университета – МИФИ. Здесь статистика смертей и заболеваний хотя бы по одной только лейкемии (т.е. белокровию) очень была бы кстати. Тогда и стратегия развития района, перспективы его освоения под жилье стали бы более обоснованными. Но все это нужно именно жителям, а не чиновникам, так как подавляющее большинство из них – временщики. Они же сегодня – здесь, завтра – там – куда направят. В последние десятилетия в Москве застраивают, пломбируют любое свободное место, не заботясь о его экологическом качестве. Потенциальным покупателям жилья рассказывают о планировках, качестве квартир, видах из окон, близости к транспорту, но ни слова – о качестве среды с позиций экологии. А ведь это, согласитесь, главное. Исключительно важны честность, надежность такой информации. Найдете ли Вы её в материалах актуализированного Генплана? Если нет – требуйте. Вы имеете на это право. Градостроительные документы должны базироваться на таких данных – от них зависит жизнь горожан. Как и их психическое состояние – от уровня шумового загрязнения. Каково людям, живущим рядом с трассами, с тем же Ленинградским проспектом, превращенным в хайвэй. В нормальных странах такое соседство запрещено – там думают о людях. А у нас те, кто принимает такие решения – о чем они думают?

Лучше бы они подумали над проблемой связности дорожно-транспортной системы – главным, чего не хватает нашим автомобилистам. Но эта задача даже не ставится.

Из предлагаемых вниманию жителей материалов хорошо бы узнать цифры сегодняшних обитателей столицы. Постоянного населения, незарегистрированных строителей, бомжей, торговцев, гастарбайтеров, приезжающих ежедневно из области (областей). Цифры будут впечатляющими. В состоянии ли древний город, замкнутый кольцом МКАД и переуплотненный, создавать всем этим приезжим человеческие условия, не ухудшая условий жизни москвичей? Цифры, заложенные в Генплан, не совсем соответствуют реальности. А точность цифр – основа успешной стратегии. Не стоит ли авторам разъяснить содержание этих цифр, т.е. раскрыть статистику? Сегодняшняя Москва очень перегружена. Нужна программа её разгрузки. Где она – эта программа?

Есть ли в материалах анализ мест занятости, привлечения людей и, следовательно, организации транспортных потоков? Какие из мест занятости нужны столице, а какие – вроде ГАИ Московской области или областной Думы – нет. Каковы цифры заполнения мест приложения труда? Было бы любопытно увидеть диаграммы соотношения москвичей и приезжих в каждой из таких точек. Должны, наверное, вести такой анализ социологические службы? Где итоги?

Решается ли Генпланом проблема выполнения Москвой функции столицы? Где определена федеральная зона – место пребывания чиновников федерального уровня.? Где будет парламентский центр? Как разделены трассы – скоростные, федеральные, городские, местные?

Пока нет ответов. Почему?

Генплан и ПЗЗ предлагают программу функционального зонирования территорий. Это значит, что на крохотном пятачке исторического центра не должно быть столпотворения функций 4-х столиц (России, Московской области, Москвы как субъекта федерации и Москвы как столицы якобы существующего у нас самоуправления). Здесь же законодатели, банки, офисы всех сортов (вроде Роснефти напротив Ивана Великого). Перенасыщенность машиноемкими (т.е. привлекающими автомобили) функциями чрезвычайная. Предлагает ли Генплан кардинальные решения этой проблемы? Или предлагает сохранить сегодняшнее уродливое статус-кво? За этим – трусливое следование сложившимся обстоятельствам. Разве сегодняшняя ситуация кого-нибудь устраивает? В Генплане должны определяться пути выхода из кризиса. Есть это в нынешних документах? Т.е., стратегия развития? Нет её!

Жителям активно предлагают создавать ТСЖ, проводить конкурсы, тендеры управляющих всеми вопросами компаний. Тендеры были и по гостинице «Россия», и по гостинице «Москва». А теперь мы узнаем о финансовых скандалах, сопровождающих работы на этих очень заметных площадках. Может быть, что-то не так в работе тендерного комитета? Или то, как у нас это организуется, нуждается в корректировке?

Аналогичный вопрос и к сфере ЖКХ. Тарифы растут неудержимо. Насколько это оправдано? Может быть, вопросы благоустройства территорий, озеленения отдать под контроль жителей? Ведь это их двор, их среда обитания. Может быть, определить в ПЗЗ зоны ответственности, зоны принадлежности городской земли. Прежде чем разрабатывать проекты межевания, определиться с собственностью, как давно требуют федеральные законы и постановления, – какая земля принадлежит жителям, какая – городу?

Как решается Генпланом вопросы безопасности населения и приезжих? Увеличением количества зданий для милиции и спецслужб всякого рода? Разве это в интересах горожан? Сами эти службы – реальная угроза гражданам. Оснащенные на наши деньги оружием и спецоборудованием они мнят себя вершителями судеб, ведут себя высокомерно, нагло и беззастенчиво. Будто граждане – несмышленое стадо, которое они призваны пасти и стричь, будто это не они у нас на содержании. Пугают нас призраком терроризма. Политику надо вести умную – тогда и терроризма не будет. А если угроза была бы не мнимой, выдуманной, а реальной – взорвать (повредить) газовый ввод и трубы желтого цвета, опоясывающие каждое третье строение в столице на уровне человеческого роста, было бы пустячной задачей. Скорее всего, эта угроза – фантом, созданный теми же спецслужбами, чтобы общество испытывало в них потребность. Самозащита общества от этих структур и взлелеянных, выпестованных ими отрядаов скинхедов и боевиков разного рода – чрезвычайно актуальная задача. Как её решать?

Удобно ли горожанам существующая система здравоохранения? Может быть, и её стоит где-то улучшить?

Простой, казалось бы, вопрос – животные в мегаполисе. Как он отражен в Генплане? Зоопарк – на своем историческом месте. Зверей не жалко? Где площадки для выгула собак, инкубаторы для их передержки? Проблемы есть – решений нет, не предлагается.

Транспорт в городе, трафик (потоки, мосты, эстакады, стоянки, железные дороги, водные артерии как потенциальные трасы и др). Какова стратегия решения проклятой проблемы пробок? Девять бессветофорных магистралей от МКАДа к Кремлю? В каком ещё историческом городе мира есть такое «оригинальное» решение? Светофоры зря что ли придумали? Если их убрать, хвосты автомобильных пробок вырастут втрое, вчетверо… Кто лоббисты таких решений? Каково их образование, что они позволяют себе столь невежественные рекомендации? Кто выиграл от монорельса в Останкино? Кто наказан за 250 миллионов бюджетных денег за эту «замечательную» затею? Кто выиграл от строительства сверхдорого подземного тоннеля под действующим метрополитеном на Соколе? Может быть, стоит разобраться с авторами столь затратного проекта? Решает ли проблему Бульварного кольца тоннель под Пушкинской площадью, с чем не первый год пытаются бороться специалисты и горожане? Не стоит ли провести аудит столь затейливых методов решения транспортных проблем, вызывающих изумление у специалистов мирового уровня? Может быть, пора привлечь к решению системных транспортных проблем мегаполиса настоящих специалистов, проживающих в Москве? Они есть, больше полутора десятков. Помимо штатных исполнителей рекомендаций мэра, которые явно не справляются с проблемами трафика. И, подводя итог, может быть, пора перестать играть в бирюльки? Страдают ведь от ситуации в городе все, все являются жертвами непрофессионализма в решении транспортных проблем. Убежден, что пора призвать настоящих специалистов.

Туризм. Власти много говорят о невероятном притоке туристов. А зачем, собственно, тратить свои деньги и ехать в Москву, чем любоваться? Поделками Церетели, Бичукова, Бургановых, Андрияки, Шилова, Глазунова и ещё нескольких любимцев мэра и депутатского корпуса? У европейцев иные художественные предпочтения. Или радоваться бесконечному количеству историзированных муляжей вместо подлинных памятников истории, культуры, архитектуры? Или ярмарками, балаганами, на которых так органичен пляшущий, декламирующий плохие стихи московский мэр? Это его стихия, и именно такие зрелища предлагаются горожанам и приезжим в дни города, на фестивалях пива и прочих радостных мероприятиях. Может быть, Коломенским с его новым фальшивым дворцом и буддийским (почему-то) многошатровым театром, им изуродованным так называемой «реставрацией» Царицыным на фоне дворца, которого никогда не было и быть не могло, как и Лужковского фонтана, который так нравится москвичам? Или, может быть, Большим театром, который после вмешательства Лужкова ждет судьба Царицыно? Оптимально ли решается Генпланом проблема туристического сервиса? Каков процент в предлагаемых мероприятиях скромного по ценам обслуживания рядовых туристов, которое так развито в мире и приносит основные доходы городским бюджетам?

А проблема равных возможностей, доступности города для инвалидов отражена в Генплане? В мире она решается десятилетиями. У нас о ней только начали говорить, вразвалочку приступая к решению.

Проблема санитарного состояния города. Предлагается строительство мусоросжигательных заводов. Решит это проблему? Не жалко жителей, рядом с которыми намечено строительство этих чудовищных загрязнителей окружающей среды? Доказано ли москвичам, что пользы от этой затеи больше, нежели вреда? А как обеспечивается очистка от свалок наших водоемов, долин рек, зон отдыха? Куда вывозится мусор и зараженные грунты? Все ли знают, что Громов уже два года как запретил принимать эти «подарки» столицы?

Как в столице с переработкой ТБО (твердых бытовых отходов)?. Существует ли система общественного контроля за состоянием окружающей среды, за деятельностью гастарбайтеров, выстригающих газоны, едва ли не дважды в неделю до «лысой» земли? Полезны ли московской земле пластиковые искусственные газоны?

А проблемы магазинов шаговой доступности, ориентированных на обычное население, а не на богачей? Есть ли порядок в этой сфере? М.б., именно Генплан должен определять социальную направленность комплекса социального обслуживания?

Такого рода вопросов – многие десятки. Продолжите их сами. На экспозициях и обсуждениях будьте вдумчивы и бдительны …

Алексей Клименко, “Коллективное действие”