Алексей Клименко: Урбанистический аспект.

В связи с Генпланом 2025 москвичи немало читали и слышали о “зонах стабилизации,развития,реорганизации”как о московском ноу-хау в урбанистике,грандиозной новации, которая обеспечит этому документу способность решения мучающих город проблем. Вроде как победа над светофорами,по мнению строителя московских дорог г-на
Левченко, избавит столицу от пробок.Первое из этих новых градостроительных понятий – модернизированное обозначение того,что прежде называлось пресловутой теорией “стеклянного колпака”. Речь шла о неприкасаемости каких-то, чаще – исторически ценных территорий. Апологетов этой странной “теории”немало. Даже среди образованных людей . Нелепость такой позиции в том,что речь идет о градообразовании-живом организме, который никак не может существовать в режиме гербария или музея. А Генплан рассчитан на 15 лет!
В Градостроительном кодексе РФ, принятом в 2004г., таких понятий нет. А именно ему должны следовать все региональные документы в сфере урбанистики. Согласно этому Закону Генеральный план определяет судьбу каждого фрагмента градообразования. В московском Генплане ничего такого нет. Может быть,это кому-то невыгодно?
По тому же Закону Генплан следует разрабатывать после создания и утверждения региональных норм градостроительного проектирования.В столице эти нормы не разрабатывались. Может быть они тоже кому-то нежелательны?
Прокуратура Москвы обращала внимание депутатов МГД на противозаконность согласования Генплана в его нынешнем состоянии – без одобрения Правительством Московской области и Правительством РФ. Московская Дума игнорирует это пустяковое обстоятельство. Как и то, что предложенный москвичам вместе с Генпланом ПЗЗ ( Правила планировки и застройки), согласно тому же Кодексу, следовало разрабатывать после утверждения Генплана и потому все пожелания и замечания к этому преждевременному документу рано принимать во внимание.
Чем же объяснить столь странное, на первый взгляд, неуважение к Законам со стороны московских ответственных лиц? Гипотиза ответа прозрачна и очевидна: за годы правления Ю.М.Лужкова в столице сотворено такое количество безаконий и безобразий в области градостроительства, охраны и использования памятников истории и культуры, что экстренное принятие Генплана, вводящего все эти безобразия в законное поле, руководству Москвы жизненно необходимо. А депутаты МГД (за исключением мизерной фракции КПРФ) попросту отрабатывают свой кусок хлеба с маслом, забыв о москвичах, их проблемах, нуждах, отвечая на требования поставившей их на это место партии власти.
Фактически Генплан 2025 представляет собой старый Генплан 1990-х, удобный тем, что при номинальном его наличии позволял обосновывать (оправдывать)любые градостроительные решения. Градкодекс РФ исключает такую возможность. Доблестная МГД в 2005 году, вопреки Градкодексу, т.е. незаконно, приняла этот чрезвычайно удобный для любителей произвола и самодурства Генплан. Нынешняя,под тем же руководством и с той же правящей силой, идет по тому же пути. Как поется в гимне московских зодчих:
“В таком разрезе мы идем вперед.
Но если надо – наоборот.
У нас есть совесть,и даже честь.
На все приказы мы ответим – есть!”

Можно ли делать Законом документ такого качества как Генплан 2025? Ответ однозначен:нет и еще раз нет.