Илья Яшин: Реформа МВД – полумеры Медведева

Итак, президент Медведев объявил о реформе МВД. На специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru опубликован проект соответствующего закона, который планируются принять до начала следующего года.

Желание главы государства реформировать правоохранительную систему можно только приветствовать. Уверен, что в первую очередь это желание обусловлено давлением снизу: гражданское общество за последние месяцы очень многое сделало для того, чтобы милиция начала меняться.

Есть здесь, с моей точки зрения, и вклад демократической оппозиции. Весной этого года мы с Владимиром Миловым обнародовали в Независимом пресс-центре свои предложения по реформе МВД, напечатали и разослали брошюру в администрацию президента, в правительство, депутатам и силовикам.

Текст нашей реформы МВД размещен на сайте движения «Солидарность».

Одна из наших идей, взятая на вооружение Медведевым, сегодня обсуждается наиболее активно – переименование милиции в полицию. Совершенно правильная идея. Наши аргументы за: нынешняя милиция дискредитирована настолько глубоко, что восстановить доверие даже к ее названию уже практически невозможно, поэтому нужна коренная перестройка с нуля и переименование.

Однако одно только переименование проблему не решит – это очевидно. Назови «Запорожец» хоть «Мерседесом», хоть БМВ, но быстрее он не поедет.

В законопроекте Медведева есть идеи, которые можно приветствовать, равно как и мысли, которые вызывают опасения.

Например, впервые в законодательстве о правоохранительных органах может быть закреплен крупный блок, касающийся прав и свобод граждан. Медведев намерен обязать полицейских зачитывать гражданам их права и по просьбе задержанных информировать их близких о происшедшем; участковые полицейские будут обязаны отчитываться перед гражданами, проживающими на подведомственной территории и т.д.

В то же время президент зачем-то предлагает расширить полномочия полицейских, которые смогут не только входить на объекты частной собственности, но и «проникать» в них «в любое время суток», взламывая замки и вынося двери. Более того, сказано в этой же статье про объекты частной собственности, полиция получит право «проникать в находящиеся там контейнеры, емкости и иные объекты, в транспортные средства и осматривать их». Давать такие права полицейским сходу очень опасно. Велика вероятность злоупотреблений, тем более, что реальных механизмов гражданского контроля в этих моментах законопроект не прописывает.

Есть в законопроекте и положения, которые наверняка будут использованы для борьбы с политическим инакомыслием.

Например, Медведев предлагает стимулировать стукачество, в том числе деньгами: «привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с лицами, изъявившими желание конфиденциальным образом оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе». Если бы были гарантии, что данное положение будет применяться исключительно против уголовников, не было бы вопросов. Но, скорее всего, вербовать «внештатных сотрудников» будут в первую очередь все эти бесконечные центры по противодействию экстремизму.

Кроме того, законопроект фактически дает право полиции удерживать задержанного на акции протеста активиста на срок до 15 суток без всякого решения суда: «полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – на основаниях, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Умиляет, что Медведев подробно перечисляет части тела, по которым нельзя бить граждан в ходе разгона «несанкционированных» акций протеста: «Запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половыми органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место».

По спине и рукам – по-прежнему бить можно. Но и на том спасибо – этот абзац немного снижает шансы встретиться на площади с мерзавцем в погонах вроде прапорщика, ударившего мирного демонстранта пот лицу дубинкой 31 июля в Питере.

Однако в законопроекте Медведева нет главного, чего мы от него ждали. Президент так и не сформулировал главные принципы, которые должны быть заложены в реформу МВД, если мы хотим ее успеха.

Эти принципы весной обозначили мы с В.Миловым:

1. Ликвидация вертикальной конструкции МВД и увеличение самостоятельности районных отделов милиции.

В сегодняшней «вертикали» усилия милиционеров концентрируются не на обеспечении правопорядка, а на отчетности перед начальством, рисовании «снижения преступности» и «высокой раскрываемости». Отсюда – частые случаи замалчивания преступлений, отказ в регистрации заявлений граждан о правонарушениях, пытки для выбивания признательных показаний. Федеральному начальству также нет дела до оперативной обстановки в конкретных местностях – для него важнее вопросы лояльности и отчетности перед руководством страны. Вместо централизованного Министерства внутренних дел основную роль в обеспечении охраны правопорядка должны играть районные отделы полиции, подотчетные органам местного самоуправления и непосредственно гражданам. Муниципальные сержанты и офицеры полиции должны стать ключевыми должностями в системе обеспечения правопорядка в стране.

2. Прозрачность правоохранительной системы и ее подконтрольность обществу.

Совершенно необходимо вводить прямые выборы начальников районных отделов полиции – это самый надежный механизм гражданского контроля за деятельностью правоохранителей. Мы прекрасно знаем, что Медведев сторонник этой идеи, но генеральское лобби в МВД ее заблокировало.

Расширение же полномочий правозащитных комиссий, о которых говорит Медведев, дело правильное, но недостаточное.

3. Кардинальное сокращение личного состава органов правопорядка и их радикальное кадровое обновление.

Ограничение общей численности органов полиции 500-700 тысячами человек. Такие цифры соответствует нормативам развитых стран в 350-500 офицеров полиции на 100 000 человек населения (сегодня численность личного состава МВД составляет порядка 1 миллиона 200 тысяч человек). Основной источник сокращения персонала – централизованные структуры МВД, внутренние войска, отряды милиции особого назначения. Вместе с тем необходимо кадровое усиление районного звена полиции, увеличение его укомплектованности, существенное повышение зарплаты районным полицейским офицерам и сержантам.

Вот как (схематично) должна выглядеть реформа МВД, подготовленная В.Миловым и мной:

46.00 КБ

Ну а то, что предлагает Медведев по сути сведится лишь к переименованию и косметическим мазкам.

Более того – в ряде моментов новый законопроект может усугубить существующие проблемы.