Сама по себе смена мэра не отменяет опасные законодательные инициативы Правительства Москвы по земельному вопросу
Сегодняшние страсти вокруг управления Москвой делают еще более актуальным общественное обсуждение фундаментальных проблем города.
Власти под разговоры о модернизации наступают не только на политические права граждан, но и на имущественные права, и на наши права как горожан. Особенно систематически и планомерно московская власть саботирует наши земельные права, а теперь пытается урезать их и законодательно. Ведь московская земля ежегодно добавляет миллиарды долларов правящему в Москве олигархическому клану, вместо того чтобы добавлять их в городской бюджет на строительство дорог, поддержку пенсионеров и прочие городские нужды.
Аппетиты олигархии растут. Под предлогом замены «некомфортного» жилья «комфортным» готовится реконструкция большинства микрорайонов Москвы, под которую подпадут и вполне приличные дома. Для начала Постановление Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 772-ПП предполагает реконструировать около 80 микрорайонов с увеличением плотности застройки в 2,5-3 раза. Вот то-то будет комфорт!… Уже обсуждается отмена завоеванного нами правила, по которому отселять можно только в данный или в соседние районы (кроме ЦАО и Зеленограда).
Сверхприбыли городской олигархии, ее жилищная и градостроительная политика основаны на незаконно присвоенном ею «праве» распоряжаться нашей землей. И ее главная забота – не отдать городскую землю москвичам, как того пока требует федеральное законодательство.
В 2005 году Жилищный кодекс продекларировал, что земельные участки при многоквартирных домах (далее – придомовые участки) являются общей собственностью собственников помещений в этих домах. Земельный кодекс (ст. 36) наделяет собственников недвижимости (не только в многоквартирных домах, но и, скажем, в гаражных кооперативах) исключительным правом на соответствующие земельные участки. Даже в тех случаях, когда размеры и границы участка еще не установлены так, как этого требует сегодняшнее законодательство, Земельный кодекс отводит властям полтора месяца на оформление участка в собственность по заявлению собственников недвижимости, расположенной на этом участке. Московские власти были вынуждены установить, хотя и с большим опозданием, порядок подачи заявлений граждан об оформлении придомовых участков в общую собственность и регламент принятия решений для властей, и тоже установили срок для удовлетворения заявлений – шесть месяцев (Ст. 12 Закона Москвы N 48 2007-го года «О землепользовании в городе Москве»).
С 2005 года Правительство Москвы (далее – Правительство) обосновывало свое «право» распоряжаться московской землей тем, что якобы право общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме на придомовый земельный участок возникает только после его государственной регистрации. Но Высший Арбитражный и Верховный суды РФ в совместном Постановлении №1022 от 29.04.2010, Конституционный суд в Определении №931-О-П/2010 от 15.07.2010 очень существенно разъяснили земельные права собственников помещений. В частности, разъяснили, что еще до формирования участка власти ограничены в праве распоряжаться землей, если на эту землю могут претендовать собственники недвижимости, причем это распространяется не только на будущие, но и на прошлые решения; и что потребовать оформления придомового участка в общую собственность может не только большинство собственников, но и любой собственник помещения в доме.
Однако каждое конкретное требование граждан об оформлении общей собственности на придомовый или гаражный участок московская бюрократия либо забалтывает, либо отклоняет, зачастую под вызывающе незаконными или абсурдными предлогами. В Москве из сотен попыток граждан реализовать свои земельные права удались буквально единицы, а тем временем некоторые фирмы получают огромные участки и разрешения на строительство, причем на фантастически льготных условиях. Не брезгует власть и «мелочами» вроде участков под «народные» гаражи.
И этот корыстный саботаж творится при попустительстве федеральных властей.
Требования москвичей, указанные решения высших судебных инстанций, а с другой стороны – примитивная жадность городской олигархии и попустительство федеральных властей возбудили законодательную активность Правительства Москвы. 10 августа 2010 г. оно решило после доработки внести в Мосгордуму законнопроект «Об использовании земель в городе Москве», а 31 августа постановило (N 761-ПП) внести в Мосгордуму проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это проект изменений пяти кодексов РФ и четырех федеральных законов, регулирующих земельные отношения (далее – Проект изменений ФЗ). Мосгордума внесет его в Госдуму в качестве законодательной инициативы.
Пока это лишь намерения, хотя и высказанные официально, и самое время обществу обратить внимание на те угрозы, которые в них заложены.
В Приложении 1 приведены комментарии к Проекту изменений ФЗ. Они выстроены в логической последовательности, а не в последовательности Проекта. Более подробные комментарии непосредственно по тексту Проекта изменений ФЗ приведены в Приложении 2.
В Приложении 1 чуть-чуть комментируется и проект Закона Москвы. «Об использовании земель в городе Москве», а подробные комментарии будут в Приложении 3.
Д.И. Катаев,
Председатель Совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению,
Сопредседатель движения 2жилищная солидарность»,
Член Политсовета Московского городского отделения движения «Солидарность»