Группа ГАЗ: откуда деньги на Opel?

Статья сопредседателя политсовета Нижегордского регионального отделения ОДД «Солидарность» Константина Барановского.

Ситуация вокруг покупки пулом российских инвесторов немецкого концерна Opel окончательно превратилась в фарс. Суть в том, что два почти банкрота собираются купить третьего почти банкрота. Или от общественности тщательно скрывают истинную подоплёку сделки?

Напомним, что о своём желании выкупить компанию Opel у General Motors заявила триада: Сбербанк, Группа ГАЗ, компания Magna International. Конкурирует троица, ни много ни мало, с итальянским Fiat. Дело, наверное, благое. Активы лишними не бывают. Да вот только закавыка в том, что давние партнёры Группа ГАЗ и Magna International сами находятся в предынфарктном состоянии. Предоставим возможность разбираться с Magna канадским налогоплательщикам и сосредоточимся на Группе ГАЗ. Просто потому, что она еще не так давно была едва ли не флагманом отечественного автопрома, а про новый проект Volga Siber на базе Chrysler трубили что есть сил.

Но тут случился, таки да, мировой финансово-экономический кризис, потом Россия перестала быть «островком стабильности». Для Дерипаски прозвучали многочисленные margin call’s. Он продал за долги один из своих зарубежных активов – британскую автомобильную компанию LDV. Как и довольно крупный пакет акций Magna International, который был заложен в иностранном банке в качестве обеспечения кредита.

Дальше владелец Группы ГАЗ Олег Дерипаска заметался в поисках кэша для покрытия многочисленных кредиторских задолженностей. Он обращался к государству и региональным властям, нагло манипулируя судьбой без малого 80.000 работников Группы, которые могут остаться на улице. Если вдруг что… Над Группой ГАЗ реально навис призрак банкротства. Всю зиму конвейер Горьковского автозавода стоял как вкопанный, вся Группа перешла на трехдневную работу… Были уволены тысячи сотрудников… Мольбы и вздохи Дерипаски тронули даже суровые сердца российских банкиров, которым он должен в общей сложности более 40 млрд рублей и они согласились на реструктуризацию задолженности. Правда, Группа ГАЗ должна еще поставщикам и уже поданы иски на общую сумму в без малого полмиллиарда рублей. Да западные кредиторы пока продолжают наседать. Проект Volga Siber провалился и это признал даже топ-менеджмент Группы ГАЗ. В любом случае, государство тоже пошло навстречу, включив некоторую продукцию Группы ГАЗ в список госзакупок, а производство по оборонной и милицейской тематике, выпускаемых Группой, так и вовсе получило приоритетный статус и обильное финансирование из федерального бюджета. Дерипаска получил из казны несколько миллиардов долларов материальной помощи… ГАЗ включён в Перечень системообразующих предприятий России. В официальном сообщении правительства, сопровождающем список, указано, что включение в перечень должно способствовать поддержанию устойчивости компаний из списка, как с помощью кредитных инструментов, но и других мер – государственных гарантий, субсидирования процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности, государственного заказа…

И тут случилось, нет не чудо… Забыв обо всем хорошем, что сделало родное и любимое Дерипаской российское государство (которому он, помнится обещал все активы отдать, если понадобится…), Дерипаска рванул покупать Opel. Чем вызвал крайнее недоумение как у вновь огрубевших сердцем банкиров, так и у коллектива Группы ГАЗ и региональных властей. Последние так вообще пребывают в состоянии легкого шока. Потому что, например, в Нижегородской области лично губернатор Валерий Шанцев усаживал за стол переговоров по реструктуризации кредиторской задолженности строптивых банкиров и Дерипаску; выводил под флагами «Единой России» на митинги в поддержку отечественного автопрома и конкретно ГАЗа народные массы; бился в правительстве за выделение федеральных гарантий по кредитам предприятия на 10 млрд рублей. Да много чего сделал. А, выходит, Дерипаска главу региона нагло и цинично кинул, оставив один на один разбираться с проблемами Горьковского автозавода и еще ряда предприятий региона, входящих в Группу ГАЗ. Позицию регионального лидера озвучил министр экономики Нижегородской области Геннадий Баландин, комментируя намерения Группы ГАЗ по приобретению Opel:«Это работает стратегия частных собственников. Сейчас необходимо вкладывать средства на внутреннем рынке. В Нижегородской области работают такие предприятия, как ПАЗ и ГАЗ, которые сейчас испытывают трудности. Только на этих двух предприятиях работает более 50 тыс. человек, и более 100 тыс. человек-на предприятиях-смежниках». Кстати, чуть раньше Дерипаска уже успел «отблагодарить» Нижегородскую область за содействие и участие, разорвав контракт на поставку двигателей с Заволжским моторным заводом. ЗМЗ является градообразующим предприятием, а г. Заволжье, где завод располагается- моногородом. А еще одно крупное предприятие, ЗЗГТ, входит … опять-таки в Группу ГАЗ и там – тоже проблемы. Так что люди черпнули шилом патоки по полной программе.

Фактически, ситуация с Группой ГАЗ ярко иллюстрирует провал стратегии российского правительства по борьбе с кризисом путём поддержки крупных собственников. Потому что все полученные от государства средства и преференции пущены в данном случае не на выправление ситуации, касающейся нескольких весьма немаленьких российских регионов сразу, а на продолжение бессмысленного и беспощадного приобретения обесценившихся активов за рубежом. Мало купить Opel, нужно еще и вкладывать в его вывод из кризиса. Даже если Группа ГАЗ не будет делать никаких финансовых вложений, а лишь предоставит производственное оборудование в России и обеспечит немецкому концерну продажи и сервисное обслуживание в странах СНГ, как сообщает А это – миллиарды долларов. Пора, кстати, и Сбербанк упомянуть. Да, у банка дела идут хорошо и даже очень хорошо. Интересно, что Сбербанк фигурирует в списке системообразующих банков, которым государство с начала кризиса выдало десятки миллиардов долларов на расшивку неплатежей в отечественной банковской системе и инвестиции в модернизацию реального сектора экономики. Только возникает вопрос, почему одно из крупнейших кредитных учреждений страны, прямо и недвусмысленно позиционирующееся как государственный банк, инвестирует колоссальные средства в спасение чужой промышленности, в поддержание рабочих мест и налогов в чужой экономике? Среди родных берёз и осин уже все проблемы решены? Тогда зачем все эти пафосные речи про «патриотизм»? Потому что получается, что на государственные деньги, пришедшие в бюджет с наших с вами налогов, узкая группа лиц решает собственные специфические задачи. Тогда, может быть, пора перестать налоги платить? Как гражданам, так и юридическим лицам отчисляемые в бюджет суммы с заработанных ими денег будут совсем не лишними. А вернутся «тучные годы» – там посмотрим…

Константин Барановский