Пикет в Челябинске в защиту свободы собраний

После принятия Государственной Думой в начале лета этого года откровенно реакционных поправок в Федеральный Закон № 54 “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, увеличивающих штрафы за участие в не согласованных с администрацией акциях в сотни раз, могло показаться, что дальше ужесточать законодательство о проведении публичных мероприятий уже некуда. Однако челябинские региональные парламентарии собственным примером доказали, что всегда готовы найти, как еще усложнить жизнь южноуральцам.

Согласно новому региональному законопроекту, призванному фактически поставить крест на свободе собраний в Челябинской области, вводится запрет на проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетов в местах, расположенных ближе 50 метров от социальных объектов (школ, больниц, спортивных учреждений и т.д.), а также на территории собственника – физического или юридического лица, если владелец не давал письменного согласия на проведение публичного мероприятия. Если учесть, что в любом крупном городе повсеместно встречаются если не школы и больницы, то объекты частной собственности, фактически законопрект выдавливает публичные мероприятия на городские окраины, если не за пределы города.

Законопроект также предполагает установить перечень мест для проведения массовых мероприятий, порядок их использования, нормы заполнения и пределQьную численность участников акций. На открытой территории не должно будет собираться больше одного человека на один квадратный метр. Это значит, что на тех площадках, которые свободно вмещали 1000 и больше человек, невозможно будет согласовать мероприятие с численностью выше 250-300 участников.

Кроме того, по новым правилам, организатор публичного мероприятия обязан будет при подаче уведомления предоставлять справку об отсутствии у него неснятой или непогашенной судимости либо о привлечении его к административной ответственности. Что это, если не презумпция виновности уведомителя?

Вместе со всем вышеперечисленным, вне всякого сомнения, будет продолжена уже существующая практика отказов челябинской городской администрации в согласовании проведения публичных мероприятий по причине “занятости” места “другим заявителем”.

Таким образом, насколько можно судить, после принятия данного законопроекта в Челябинской области окончательно ликвидируется уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Фактически отменяя действие 31-ой статьи Конституции России, гарантирующей право на свободу собраний, он становится разрешительно-запретительным: городские и областные чиновники получают возможность, не выходя за рамки закона, отказать в согласовании ЛЮБОЙ неугодной им публичной акции по формальным основаниям.

Утром 29 ноября, во время рассмотрения законопроекта во втором чтении, напротив здания Законодательного Собрания Челябинской области состоялась акция против его принятия. В пикете приняли участие представители “Солидарности”, “Левого фронта”, партий РПР-ПАРНАС и “Демократический выбор”, беспартийные гражданские активисты. Участники акции держали в руках плакаты с призывами соблюдать Конституцию и не принимать закон о митингах в текущей редакции.

Кроме того, воспользовавшись правом, предоставленным политическим партиям Регламентом Законодательного Собрания Челябинской области, региональное отделение РПР-ПАРНАС направило своего представителя, юриста Василия Московца, на заседание Заксобрания области с тем чтобы выразить позицию партии по рассматриваемому вопросу. Тем не менее, законопроект, пользуясь поддержкой фракции партии “Единая Россия” в ЗСО, известной своим отношением к любым проявлениям гражданской активности, был принят.