Григорий Амнуэль о фильме “Век безумия”

Судя по всему СМИ и прежде всего «кулистиковское НТВ» задались целью доказать, что советская пропаганда не предел совершенства по своей лживости и мерзости. За месяц в том, что называлось «фильмами» на головы россиян были вылиты не поддающиеся исчислению гекалитры потоков «публицистических фекалий». Досталось всем от Зюганова до Лимонова. Врагами общества объявлялись кандидаты в Президенты России, разумеется, все за исключением «нашего всего». Вся оппозиция, держащая за пазухой уже не камень, а современное оружие, завёрнутое в оранжевый план расчленения России. И вся подспудно или явно готовящая покушение на «наше всё», правда, почему то в Одессе, видимо в порядке подготовки к ежегодной Юморине. На весы борьбы с пробуждением общества брошена даже годовщина февральской революции, о которой столько не говорили даже в советское время. При этом, не смотря на существование комиссии по борьбе с фальсификацией истории, именно эта фальсификация с надуманными параллелями между процессами 1917 и 2012 намеренно проводилась. В атмосфере этого беспредела, особенно ценной, мне кажется, была возможность оглянуться назад и вспомнить, каким было наше общее прошлое всего 20 лет назад. О чём мы мечтали и от чего, как тогда казалось и мечталось мы, все вместе стремились уйти. Во многом этому было посвящено событие, случившееся в Москве 27 февраля 2012 года. В Большом зале Библиотеки иностранной литературы состоялась премьера публицистического фильма «Век безумия» – «Age of delirium» сделанного по материалам одноименной книги.

Дэвид Саттер – (David Satter), на русском изданы книги «Век безумия», «Тьма на рассвете» – впервые попробовал себя в качестве режиссёра. Известный американский журналист в конце 70-ых и 80-ых годов работал в СССР корреспондентом газеты «Файнейшн Таймс». Вместе с американскими, латвийскими и российскими кинематографистами, он перенёс на экран страницы своей книги изданной на многих языках и широко известной в мире. Книги, в которой, по мнению специалистов правдиво и с любовью к России, показаны и проанализированы процессы, приведшие к распаду СССР.

Премьера в Москве, явилась первым показом фильма на пост-советском пространстве, и присутствие на ней более 300 зрителей можно расценивать как успех, увы, сегодня публицистика не собирает большие залы как во времена гласности. В этом заслуга «лже-публицистов» российских СМИ! После показа фильма состоялся большой, заинтересованный разговор о событиях рассказанных и показанных на экране. В обсуждении приняли участие такие известные в России люди как Людмила Алексеева – глава Хельсинской группы, Каринна Москаленко – главный для россиян адвокат в Стасбурге, в Европейском суде по правам человека, отец Глеб Якунин – бывший народный депутат, Константин Эггерт – политический обозреватель «Комерсантъ», бывший глава русской службы ВВС, Игорь Чубайс – профессор политологии, Глеб Мантейфель и Игорь Корольков – журналисты газет «Известия», «Московская правда», Александр Подрабинек – правозащитник, корреспондент русской службы «Радио Франс интернасиональ», представители Музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова, «Мемориала», журнала «Посев», Международного Республиканского Института «IRI». На показе присутствовали послы и дипломаты ряда европейских стран и международных организаций, представители кинематографических гильдий, союзов и университетов.

Подытожу услышанное общее мнение. Фильм снятый в Москве, С-Петербурге, Эстонии, Литве, Караганде, Новокузнецке, Шадринске (Свердловская область) Великих Луках, Кривом Роге, в деревнях Украины, на границе с Финляндией правдиво показал языком свидетельств человеческие судьбы простых людей в то время когда люди ещ1ё только мечтали о свободе. За эти мечты, часто приходилось дорого платить, иногда даже за попытку приблизиться к истине. История «Посева» знает немало подобных случаев, для этого достаточно перелистать подшивку журналов изданных до 90-ых годов. Важно, что несмотря, а может именно благодаря событиям происходящим в России несколько неправительственных организаций и Университетов высказали пожелание организовать показы фильма с обсуждениям в аудиториях для учителей, педагогов, журналистов, историков и политологов – тех кто по роду своей деятельности влияет на формирование общественных взглядов. Показ этого фильма в канун выборов, в период когда, кажется, в России опять пробуждается тяга не только к сытой жизни, но и к разумной и свободной – хочется думать знаменательный акт. В работе над фильмом кроме Дэвида Саттера принимали участие: Инара Колмане – известный латвийский режиссёр, («Мой муж Андрей Сахаров»), кинокомпания «Devini», Андрей Некрасов – автор фильмов («Недоверие», «Бунт. Дело Литвиненко»,«Уроки русского»), Григорий Амнуэль – политик, режиссёр, художественный руководитель «ЕuroАSК» автор фильмов («Русские против russkikh», «Редлих – люди с той стороны», « СССР-ФРГ – футбол 1955 года»). То, что сделали эти люди пусть и не идеально совершенно в художественном отношении, но честно и правдиво по своей гражданской позиции. А мне кажется, что нашей России, и прежде всего интеллигенции и деятелям культуры, сейчас прежде всего не хватает именно честности и гражданской позиции.