“Иностранные агенты” в России и США: мифы и реальность

Кампания по выявлению «иностранных агентов» среди российских неправительственных организаций, начатая по личному распоряжению Владимира Путина, все больше отдает раннесталинским временем. Рвение «правоохранителей» не знает пределов: доходит не только до трагикомичных случаев (намерение объявить «иностранными агентами» благотворительную организацию «Помощь больным муковисцидозом» и журавлиный заповедник «Муравьевский парк»), но и до откровенного кощунства. К последнему можно отнести требование столичной прокуратуры признать «иностранным агентом» общество «Мемориал» – плевок в память миллионов жертв сталинских репрессий, увековечением которой занимается организация. Это и своеобразная «месть» чекистов за свое унижение конца 1980-х – начала 1990-х: вряд ли вдохновители нынешней кампании забыли, что основателем и первым председателем «Мемориала» был Андрей Дмитриевич Сахаров, а в состав его общественного совета входил Борис Ельцин. Руководители «Мемориала» помнят, как летом 1990-го вновь избранный председатель Верховного совета России объявил о выходе из всех общественных организаций – «за исключением общества “Мемориал”». «Для нас это (регистрация в качестве “иностранного агента”) невозможно, понимаете? – говорит нынешний глава общества Арсений Рогинский. – Мы же “Мемориал”, мы знаем, сколько людей в каком году под пытками признались в том, что они шпионы и иностранные агенты. Знаем, как из них выколачивали эти признания. В нашей исторической памяти словосочетание “иностранный агент” имеет только одно значение. Группа крови нам такое позволить не сможет».

И все же открытых параллелей с отечественным опытом 1930-х годов власти пока стесняются, а потому придумали для себя куда более благозвучное сравнение: оказывается, точно такой же закон об «иностранных агентах» уже три четверти века действует в Соединенных Штатах. Прием не новый, вполне отвечающий путинской стилистике «сам дурак». Начиная с прошлого года об этой «аналогии» постоянно твердят государственные телеканалы, а недавно – во время апрельской «прямой линии» – к хору присоединился и сам Путин. И даже от думающих людей иногда можно услышать: «Да, закон, конечно, ужасный, но ведь и в Америке…»

Навязываемая Кремлем «параллель» между путинским законом 2012 года и законом США «О регистрации иностранных агентов» (Foreign Agent Registration Act, сокращенно FARA) является ложной. Помимо внешней оболочки – названия – американский закон не имеет почти ничего общего с российским «аналогом».

Закон FARA (также известный как «закон Маккормака» по имени его автора, конгрессмена из штата Массачусетс) был принят Конгрессом и подписан Франклином Рузвельтом в 1938 году для борьбы с распространением в США нацистской и коммунистической пропаганды. Во время и сразу после Второй мировой войны федеральные власти выиграли в судах 23 уголовных дела по фактам нарушений этого закона, одним из самых известных было дело против «Германо-американской профессиональной лиги» (German-American Vocational League), которую признали действующим на территории США органом пропаганды Третьего рейха. После войны закон неоднократно менялся, наиболее существенные поправки были внесены в 1966 и 1995 годах. Об этом главный кремлевский «историк», разумеется, умалчивает («в США этот закон действует с 1938 года… сегодня нет никакого нацизма, а он действует»).

Поправки 1966 года перенесли акцент с пропаганды на политическое лоббирование и значительно сузили понятие «иностранный агент», увеличив бремя доказательств для прокуроров. С этого момента для того, чтобы внести какую-либо организацию или человека в реестр FARA, правительство США должно было доказать, что они действуют «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» (заказчика) и занимаются «политической деятельностью в интересах иностранного принципала», в том числе представляя «интересы иностранного принципала перед ведомствами или официальными лицами правительства Соединенных Штатов».

Без выполнения этих двух критериев – доказательств подконтрольности иностранному заказчику и представления его интересов – объявить кого-либо «иностранным агентом» стало невозможно.

После 1966 года Министерство юстиции США не выиграло ни одного уголовного дела по закону «О регистрации иностранных агентов». Гражданские и административные дела решались в пользу властей лишь там, где прокуратура представляла бесспорные доказательства – например, в случае с «Ирландским комитетом помощи северу» (Irish Northern Aid Committee), который по просьбе террористической группировки «Ирландская республиканская армия» (ИРА) оказывал финансовую поддержку семьям ее боевиков (это открыто признавали и в самом комитете). В качестве «иностранного принципала» организации по требованию Минюста была обозначена ИРА. Среди других юридических лиц, зарегистрированных в США в качестве «иностранных агентов», – Туристическое бюро Нидерландов, «Туризм Швейцарии» и прочие подобные структуры, функции которых сводятся к представлению интересов соответствующих стран в Америке. Между тем поправки 1995 года (вступившие в силу с 1 января 1996-го) устранили остававшиеся в законе FARA рецидивы предвоенного времени, в частности, заменив негативный термин «политическая пропаганда» на нейтральный – «информационные материалы».

Наконец, главное: американский закон «О регистрации иностранных агентов» не затрагивает общественные организации. Действие FARA не распространяется (это отдельно прописано в законе) на структуры, «чья деятельность носит… религиозный, академический, научный или художественный характер», а также на те, чья «деятельность служит главным образом не иностранным интересам». НКО, которые имеют зарубежное происхождение или финансирование и которые можно назвать «политическими», также не обязаны регистрироваться в качестве «иностранных агентов», поскольку не занимаются представлением «интересов иностранного принципала». Никому не придет в голову объявлять «Репортеров без границ» французским агентом, а «Международную амнистию» – британским.

Примечательно, что в российском «аналоге» закона FARA понятие «иностранного принципала» – под чьим контролем и в чьих интересах могут действовать организации-агенты – не прописано вовсе (в нем содержится лишь расплывчатая формулировка о деятельности «в том числе в интересах иностранных источников»). Что неудивительно, поскольку нет и не может быть никакого «принципала» (кроме российского общества) у ассоциации «Голос», защищающей права российских избирателей, организации «Агора», оказывающей юридическую помощь российским гражданам, или того же «Мемориала», занимающегося сохранением российской исторической памяти.

Пожалуй, лучшая иллюстрация принципиальной разницы между американским и российским законами об «иностранных агентах» – это положение зарегистрированных в США некоммерческих организаций, финансируемых из России. Речь идет об основанном в 2008 году Институте демократии и сотрудничества (руководитель Андраник Мигранян, офис в Нью-Йорке) и учрежденном в 2013 году Центре глобальных интересов (руководитель Николай Злобин, офис в Вашингтоне). При том что обе НКО открыто финансируются из российских источников, власти США не требуют (и не могут требовать) их внесения в реестр «иностранных агентов». После официальной регистрации своего центра Злобин обратился c запросом в соответствующий отдел Минюста США и получил ответ, что его организация не может считаться «иностранным агентом», поскольку не ставит своей целью представление интересов российского государства или российских структур.

В федеральном реестре FARA сегодня значатся семь «российских агентов» – это американские лоббистские, юридические и пиар-структуры, представляющие интересы Российской Федерации (то есть российского правительства), ООО «Газпром экспорт», партии «Родина», министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и главы «Русала» Олега Дерипаски. (Для поиска по базе данных FARA нужно пройти по этой ссылке, задать поиск по критерию Active Foreign Principals и в строчке «страна» выбрать Russia.) Ни одна общественная организация в этом списке, разумеется, не числится.

Как и прочие неуклюжие попытки Путина провести «аналогии» с Западом (например, сравнение системы назначения губернаторов российских регионов из Кремля с действующей на президентских выборах в США коллегией выборщиков), «параллель» между законами об «иностранных агентах» рассыпается при первом неповерхностном рассмотрении. Единственная подлинная аналогия, возникающая в связи с последними действиями российской власти, – это аналогия с теми не столь уж далекими временами, когда в Кремле тоже боролись с «вредителями, шпионами, диверсантами и убийцами, засылаемыми в наши тылы агентами иностранных государств».

Оригинал – Институт современной России