Заявлению МГО «Солидарности» о «публичных слушаниях» по проектам Генплана

О «ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЯХ»
ПО ПРОЕКТАМ АКУТАЛИЗИРОВАННОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
И ПРАВИЛАМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ЗАЯВЛЕНИЕ

Московского городского регионального отделения
Объединенного демократического движения «Солидарность»

С 23 июля по 19 августа 2009 г. в Москве прошли так называемые «публичные слушания» по проектам актуализированного Генерального плана г. Москвы на период до 2025 года и Правил землепользования и застройки в г. Москве (далее соответственно Генплан, ПЗЗ, проекты).

«Публичные слушания» были проведены по требованию федерального законодательства для получения возможности принятия законов о Генплане и ПЗЗ Москвы в связи с истечением срока действия нынешнего Генплана. В противном случае с 1 января 2010 года Правительство Москвы лишится права принимать решения о строительстве.

Материалы публичных слушаний обсуждались в СМИ, в городских отделениях партий и движений, на заседаниях различных комитетов и общественных групп, в информационных сетях, на различных сайтах, на встречах с префектами и главами управ.
Федеральное Бюро «Солидарности» 18 августа выступило с заявлением на эту тему. Данное заявление Московского отделения «Солидарности» подготовлено по результатам указанных обсуждений и дополняет федеральное.

Проекты экспонировались в каждом районе и в префектурах, а 12-го августа во всех районах состоялись собрания. Вопреки явному намерению Правительства Москвы «спустить на тормозах» всю эту кампанию, по приблизительным расчетам около 20 тысяч москвичей ознакомились с экспозициями и участвовали в собраниях, более десяти тысяч замечаний и предложений записаны в журналах, внесены в окружные комиссии, высказаны на собраниях. Такая массовая активность стала заметным достижением в общественной жизни Москвы и сама по себе важнее вызвавшего ее повода.

Однако со стороны Правительства Москвы августовские «публичные слушания», как и кампания по выборам депутатов Мосгордумы, – это не более чем имитация взаимодействия с общественностью и выполнения федерального законодательства, поскольку:
1. «Выполнение» действующего до 2010 года Генплана шло с многочисленными грубыми нарушениями. Отчет и анализ сложившейся в городе ситуации отсутствуют, поскольку они показали бы неуправляемость Москвы. Таким образом, отсутствует стартовая позиция для будущего Генплана.

2. Разработка проектов проходила с грубыми нарушениями законодательства, отсутствуют необходимые нормативы градостроительного проектирования г. Москвы.

3. Кампания по проведению слушаний была оскорбительно организована в наиболее неудобное для москвичей время – в разгар летних отпусков. Основные экспозиции были доступны всего две недели, что явно недостаточно для такого большого города.

4. В представленных материалах отсутствует совершенно необходимая информация, например, для каждого района – данные по различным параметрам о сегодняшней ситуации, совпадении или несовпадении их с действующими нормативами, прогнозируемые параметры и т.д. Отсутствие подобной информации не дало москвичам реальной возможности полноценно ознакомиться с перспективным планом города;

5. Обсуждение выявило серьезные возражения по содержанию представленных проектов. Планируемые конкретные изменения городской среды в большинстве случаев выгодны не москвичам, а строительной олигархии, а законы в случае их принятия будут использоваться в ее интересах для давления на москвичей. В представленных проектах отсутствуют также критерии выполнения будущего Генплана, но оставлена масса лазеек для градостроительного произвола, а следовательно – для системной коррупции. Это не позволяет принять проекты хотя бы за основу.

Каждый из этих пяти факторов в отдельности и, тем более, все они вместе не позволяют признать данные «публичные слушания» легитимным основанием для принятия этих проектов в качестве законов города Москвы.

Мы считаем августовские «публичные слушания» всего лишь неудачной репетицией таких публичных слушаний, которые отвечали бы требованиям москвичей, букве и духу федерального законодательства.

Таким образом, московские власти провалили необходимую работу по принятию законов, а выделенные на нее значительные бюджетные средства потрачены неэффективно. Это очередное подтверждение того, что сверхцентрализация власти в Москве приводит к потере управления, а мэр в отсутствие прямых выборов руководствуется не интересами избирателей, а совсем другими соображениями.

Московские власти обязаны признать провал кампании, извиниться перед москвичами и выступить на федеральном уровне с законодательной инициативой о продлении срока принятия Генплана и ПЗЗ.

Необходимо незамедлительно приступить к разработке градостроительных нормативов, без которых разработка проекта Генплана незаконна, и с минимальным отставанием от Генплана разрабатывать проект программы его реализации, требуемый законодательством. Организацию всей кампании и содержание проектов необходимо отрабатывать под контролем и с участием общественности.

В случае, если августовские «публичные слушания» будут представлены как всенародное одобрение, если они не будут проведены заново с учетом всех высказанных замечаний по организации и по составу представленных материалов, если не будут публично, с участием общественности, обсуждены альтернативы и содержательные замечания, то мы будем в судебном порядке и через общественное мнение добиваться отмены законов об утверждении Генплана и ПЗЗ.

Мы обращаем внимание москвичей на то, что принимать эти законы будет новый состав Московской городской Думы, и призываем учесть эту перспективу при голосовании 11 октября.

Конкретные замечания по всем аспектам, связанным с подготовкой проектов Генплана и ПЗЗ и организацией «слушаний» – прилагаются.
Прилагаются также предложения, поступившие по ходу кампании от граждан и организаций в наши информационные сети, в организации, на сайты.

Приложение 1

Приложение 2