Замкнутый круг реформ
На днях информационное агентство Regnum поместило вполне заурядную, на первый взгляд, информацию. Со ссылкой на помощника командира 76-й десантно-штурмовой дивизии Руслана Компанца сообщалось: это соединение перешло на смешанный принцип комплектования. То есть в дивизии будут служить как контрактники, так и срочники. В скором времени ожидается прибытие полутора тысяч призывников. Несколькими днями позже заместитель начальника штаба ВДВ полковник Александр Иванов, выступая на «Эхе Москвы», заметил, что лишь половина рядовых и сержантов ВДВ – контрактники.
Все это происходит через полтора года после успешного, как было объявлено, завершения федеральной целевой программы по частичному переводу Вооруженных сил на службу по контракту. Длившаяся пять лет программа предполагала, что из 144 тысяч контрактников будет сформировано восемь десятков «частей и соединений». При этом ВДВ и морская пехота должны были быть укомплектованы контрактниками полностью. Об этом десятки раз заявляли и тогдашний президент (ныне нацлидер) Владимир Путин, и тогдашний министр обороны (ныне вице-премьер) Сергей Иванов. Кстати говоря, переход на один год службы по призыву тоже связывался с частичной профессионализацией Вооруженных сил.
И вот теперь выясняется, что все это – просто фикция. Вместо 144 тысяч контрактников – не более 76 тысяч. И 76-я дивизия, с которой был начат переход на контракт, ныне снова ждет призывников. А «элитные» ВДВ наполовину состоят из солдат, которые служат всего один год. Круг замкнулся, федеральная программа, реализация которой в течение пяти лет была окружена густым облаком вранья, коррупции и откровенного саботажа, провалена полностью.
Я довольно много писал о том, почему ФЦП провалилась. В комплексе причин, думаю, самым важным было то, что российский генералитет может функционировать исключительно в массовой мобилизационной армии. Воевать не количеством, но качеством войска они органически неспособны. Отказ от контрактных войск стал для них вопросом выживания. И они, как видим, добились своего.
Они довольно ловко подменили концепцию соединений постоянной готовности. Еще недавно под ними понимали соединения, готовые немедленно, без дополнительной мобилизации, выполнить боевой приказ, потому что они укомплектованы обученным личным составом. Теперь речь идет всего лишь о том, что численность военнослужащих и количество боевой техники будут соответствовать штатным требованиям. О выучке личного состава вопрос не стоит. В Минобороны поняли, что предыдущая концепция срочной службы – шесть месяцев в учебном центре, шесть месяцев в строевой части – абсолютно нереализуема. Ведь получалось бы, что в соединениях постоянной готовности большая часть солдат менялась бы каждые полгода. О какой же высокой готовности в таком случае может идти речь?
В итоге, ничего не объявляя, решили, что большая часть солдат срочной службы ни через какую учебку проходить не будет. «Если призывник назначается на должность, которая не требует ни обучения в учебной части, ни специального образования (например, стрелок), то он пройдет начальный курс обучения (или, как его часто по старинке называют, «курс молодого бойца») непосредственно в части или в соединении в составе сводного подразделения, рассказывает в интервью «Красной звезде» заместитель командира бригады полковник Александр Мельников.
Министерство обороны определило должности, от которых зависит боеготовность (в отделении – это, скорее всего, командир, пулеметчик и гранатометчик). Их займут контрактники. Остальные – срочники, и никакой специальной подготовки они проходить не будут.
Из этого следует, что формируемые сейчас соединения «нового строя» будут современными только по названию. Прежде всего, потому что в экстренной ситуации в бой пошлют всех – и контрактников, и практически необученных срочников. Как и в августе прошлого года, во время войны с Грузией, когда никто не озаботится тем, чтобы отделять срочников от контрактников. Несмотря на то, что российские начальники много раз клялись: солдат срочной службы в «горячие точки» посылать не будут. Таким образом, пресловутая «постоянная готовность» будет обеспечиваться не качеством подготовки военнослужащих, а их количеством. О том, что совместная служба контрактников и военнослужащих по призыву приведет к взрыву «дедовщины», и говорить не приходится.
При этом генеральский реванш случился как раз тогда, когда с точки зрения «нового облика Вооруженных сил» призыв потерял всякий смысл. Основой нынешней реформы является решительное сокращение офицерского корпуса, а также ликвидация кадрированных частей и частей сокращенного состава. Это означает фактический отказ от попытки массовой мобилизации. Стало быть, призыв нужен только для того, чтобы любым способом поддержать численность Вооруженных сил на уровне 1 миллиона. Если людей, прошедших армию, никто не собирается призывать в «угрожаемый период», то призыв превращается в бессмысленную трату средств. Бессмысленным становится и сам призыв. Оптимисты полагают, что в нынешних условиях он отомрет сам собой – аккурат к выборам и к моменту, когда число 18-летних сравняется с количеством солдатских должностей в Вооруженных силах. Что до пессимистов, то они опасаются: сохранение ставки на пушечное мясо может как минимум привести к растрате средств, а в самом худшем случае – к окончательной дискредитации реформы.