Разговоры о провале важных социально-экономических реформ последнего десятилетия часто воспринимаются как некая абстракция. Ну были когда-то какие-то планы реформ, но дело это прошлое, сейчас на повестке более важные вещи – например, объявленная президентом Медведевым «всесоюзная ударная модернизация».
Между тем один лишь взгляд на принятый в третьем чтении федеральный бюджет на 2010 г. заставляет задуматься о том, что за провал реформ и неэффективную централизацию управления в последние 10 лет нам приходится платить огромную цену, которая отвлекает от модернизационных целей средства налогоплательщиков и заставляет государство существенно повышать налоги. Вдумайтесь только в одну цифру: три крупнейшие статьи федерального бюджета на 2010 г., в совокупности составляющие 50% расходов, – межбюджетные трансферты, расходы на национальную экономику и дотации пенсионной системе – это плата за неэффективную политику предыдущих лет.
Межбюджетные трансферты, превысившие триллион рублей, – обратная сторона проведенной в 2004-2005 гг. централизации государственных финансов, перераспределившей налоговые поступления от регионов к центру. Превращение Минфина в единый центр распределения бюджетных доходов лишило регионы стимулов к проведению эффективной экономической политики, подменив их стимулом клянчить побольше денег в приемной у Кудрина, а с другой стороны, переложило на федеральный центр ответственность за устойчивость региональных финансов. Вместо регионов, заинтересованных в развитии и реформах, имеем межбюджетный собес и огромный груз расходов на шее.
Рост расходов на национальную экономику почти до 1,5 трлн руб. (около 14% расходов федерального бюджета-2010) против примерно 250 млрд руб. (менее 8%) в 2005 г. – это плата за политику национализации и усиления госвмешательства в экономику.
Ну и в довершение – провал пенсионной реформы, обернувшийся трансфертом на покрытие дефицита Пенсионного фонда в объеме почти 6% ВВП и повышением единого соцналога, крайне нежелательным в ожидании выхода из рецессии.
Нынешние высокие расходы государства, приводящие к огромным бюджетным дефицитам и быстрому проеданию резервов, – вовсе не данность. Их могло бы не быть, если бы в предыдущие годы государство осуществило пенсионную реформу, вместо национализации и дирижизма продолжало бы приватизацию и дерегулирование, строило бы межбюджетную политику на принципах истинного федерализма, не пытаясь сконцентрировать все бюджетные потоки в руках Минфина.
Но, конечно, болтать о модернизации – намного более интересное занятие, чем разгребать авгиевы конюшни заброшенных реформ. Между тем кое-кто из болтунов несет прямую ответственность за накопленный груз обязательств государства, играющий сегодня очевидную антимодернизационную роль.
Владимир Милов, “Ведомости“