Сейчас вопрос об усыновлении (удочерении) российских сирот американцами оказался в руках Верховного суда РФ.
Как известно, Верховный суд дважды – в апреле 2006 и мае 2012 года – подробно и обстоятельно занимался судебной практикой на эту тему.
С принятием 28 декабря «антисиротского закона», вошедшего в противоречие с ратифицированным 1 ноября (за полтора месяца до внесения закона в Госдуму) соглашением с США об усыновлениях, возник сложный правовой казус. Как известно, условия этого соглашения предусматривает, что оно прекращается через год после заявления одной из сторон о его разрыве. Очевидно, что это было сделано специально, чтобы в случае разрыва соглашения обеспечить возможность завершить начатые процедуры усыновления.
После того, как Россия объявила о разрыве этого, начался своеобразный «переходный период» – до начала 2014 года, когда соглашение теряет силу.
Но на коленке сделанный и спешно принятый закон подлецов не предусматривал переходного периода, обязательного при переходе в принципиально новые юридические условия. И перед российскими органами власти возникла головоломная проблема: Конституция РФ (пункт 4 статьи 15) устанавливает приоритет международного договора или конвенции над внутренним законодательством. Это означает, что ещё год соглашение с США об усыновлении должно неукоснительно исполняться.
После шквала протестов российские власти подтвердили, что в тех — нескольких десятках случаях — когда решения об усыновлении вступили в силу, сироты получат возможность для выезда к новым родителям в США. Но именно в соответствии с соглашением должна решиться судьба куда большего числа сирот, чьи дела сейчас рассматривают судами. Есть нешуточная угроза того, что ссылаясь на новый закон, судьи под копирку будут отказывать в усыновлении, хотя логика приоритета международной нормы не должна это позволять.
Более того, исходя из той же правовой логики, должна сохраняться и возможность в течение всего этого периода обращаться в российский суд по вопросам усыновления в США. Тем более что российская Конституция запрещает принятия законов, ухудшающих ситуацию с правами человека.
Перед усыновлением дети долгое время общаются с будущими приёмными родителями, уже фактически входят в семью. Внезапный крах надежд часто приводит детей к депрессии и даже к попыткам самоубийств. Избегать этого наше государство просто обязано на основании своих позитивных обязательств по выполнению в отношении сирот статьи 2 (право на жизнь) и статьи 8 (защита семейной жизни) Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
Очень важно то, что статья 6 антисиротского закона предусматривает возможность (и даже прямо требует) от государства запрещать усыновление в те страны, где принимают «Акт Магнитского». Таким образом, суды будут действовать в условиях, когда в идущие процессы усыновления внезапно будут вторгаться всё новые изменения политической конъюнктуры.
И вот все эти сложнейшие проблемы теперь призван разрешить Верховный суд РФ.
Формулировки российского законодательства лишают и граждан, и общественность, и омбудсмена права сразу запросить Конституционный суд по поводу соответствия закона подлецов Конституции РФ. Хотя на антиконституционный характер многих положений этого закона уже многие обращали внимание. Поэтому 16 января Московская Хельсинкская группа направила Председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву просьбу обратиться к Пленуму Верховного Суда РФ с предложением разъяснить судам и другим правоприменительным органам вопросы правоприменения в процедурах усыновления, которые не завершены, либо инициированы в течение переходного периода – до прекращения действия межгосударственного соглашения.
Правозащитники заявили, что, по их мнению, «суды не должны менять своего отношения к процессу конкретного усыновления во всех случаях, где вопрос находится на рассмотрении, а также, где обращение в суд будет получено до истечения срока денонсации соглашения с США, или, если в ходе процессов усыновления запрет будет распространен на граждан иных стран, поскольку Конституция Российской Федерации однозначно указывает, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч.2 статья 55).
Это обращение было подготовлено рядом лучших отечественных юристов. Его подписали: председатель Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева, Борис Альтшулер (председатель Правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты РФ), Вячеслав Бахмин, Валерий Борщёв (председатель ОНК Москвы), адвокат Каринна Москаленко, Лев Пономарёв (Движение «За права человека»), Мара Полякова («Независимый Экспертно-правовой совет»), Генри Резник (президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественной палаты РФ), Алексей Симонов (президент Фонда защиты гласности), Сергей Сорокин, А.Б. Петров, священник Георгий Эдельштейн, священник Глеб Якунин, Александр Петров, Алексей Головань (член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»), Даниил Мещеряков (председатель правления Всероссийской Ассоциации региональных правозащитных организаций), Виктория Маликова (фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа»), Сергей Кривенко (член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека), Лилия Шибанова (Ассоциация «ГОЛОС»), Владимир Миронов, д.ю.н., Сергей Пашин, профессор Высшей Школы экономики.
Надеюсь, что Верховный Суд не поддастся политическому давлению и займёт последовательную правовую позицию, защитит права сотен и тысяч несчастных детей.
Опубликовано на сайте Эха Москвы